Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Экранизации братьев Стругацких. И комедия, и триллер, и артхаус…

 
братья Стругацкие

братья Стругацкие

Я сразу признаюсь, никогда ни являлся поклонником братьев Стругацких в литературе. Исключением стали для меня только две вещи написанные на языке чистого жанра — «Пикник на обочине» и «Отель «У погибшего альпиниста», их могу читать и перечитывать бесконечно. Эти две вещи действительно у Стругацких чистый без примесей жанр. Повесть про Сталкера, пожалуй, напрямую философский хоррор, причем написанный, в отличии от экранизации Тарковского, очень динамично. «Отель «У погибшего альпиниста» — первоклассный фантастический триллер с изрядной долей философии, про драматическое столкновение двух цивилизаций. В книге по духу это более фантастический детектив, в фильме акцент более сделан на триллер.

Сталкер (1979 г.)

Сталкер (1979 г.)

Конечно в силу темы Клуб-Крика нас более интересуют произведения, приближенные к триллеру и хоррору. В череде же экранизаций братьев они и преобладают, как не странно. Две экранизации сатирического «Понедельника» мы пропустим, тем более что они обе крайне неудачные. Телеспектакль 1965-го года, с нелепо нарисованными декорациями, и телевизионный мюзикл «Чародеи» одинаково совсем не отразили всю прелесть замечательной повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», которую многие ставят в один ряд с лучшими образцами фантастической сатиры двадцатого века.

Отель "У погибшего альпиниста" (1979 г.)

Отель «У погибшего альпиниста» (1979 г.)

Начнем опять же, как не странно, с Тарковского. По воспоминаниям самих братьев Стругацких, а так же по свидетельствам очевидцев, существует версия, что изначально «Сталкер» снимался точно по книге Стругацких без всяких отступлений, и по жанру являлся чистым триллером, или даже хоррором, а сталкер был героем боевика, а не артхауса. Но Тарковский не был бы Тарковским, если бы уже в процессе съемок его не начали мучить сомнения, что коммерческое кино — совсем не его стезя. Хотя, как вспоминал Аркадий Стругацкий, он изначально согласился на этот проект именно как на коммерческий, просто не хотел длительного простоя, который образовался после съемок «Зеркала».

Письма мертвого человека (1986 г.)

Письма мертвого человека (1986 г.)

Возможно не случись брак почти всего материала при проявке пленки, мы получили бы единственный в фильмографии кинорежиссера чисто жанровый фильм, сделанный совсем в иной стилистике, чем остальные фильмы кинорежиссера. Но случилось то, что случилось; материал боевика про Сталкера погиб…И случай просто беспрецендентный для Советского Союза — понимая масштаб личности кинорежиссера, власть выделила деньги на пересъемку фильма. Воспользовавшись этим шансом, Тарковский превратил материал в артхаус, а Сталкера сделал юродивым. При этом никак нельзя утверждать, что в переснятом «Сталкере» совсем не осталось страшных моментов, их там тоже хватает, например прохождение Сталкера через знаменитую мясорубку. Просто сняты эти хоррор-моменты немного своеобразно, а уж какими были хоррор-сцены в первой погибшей версии фильма — остается теперь только гадать.

Дни затмения (1988 г.)

Дни затмения (1988 г.)

«Отель «У погибшего альпиниста» снимался на эстонской киностудии. Первые же кадры фильма, где инспектор Глебски только еще едет к отелю, и звучит волшебная музыка Грюнберга, вовлекают в себя сразу и без остатка. Глебски ещё не знает, какая судьбоносная встреча ждет его впереди. Эта встреча принесет ему самую большую боль на свете, боль по людскому несовершенству, а попытка первого контакта обернется страшной трагедией, которую он так и не сможет себе простить. В финальном монологе, полном боли и отчаянья, он попытается дать хоть какое-то моральное оправдание действиям людей. В книге, кстати, этот финальный монолог отсутствует, но как мне кажется, в фильм его ввели неслучайно; он выстрелил здесь и очень пронзительно, хотя многие поклонники книги считают его здесь неуместным, лишним.

Трудно быть Богом (1989 г.)

Трудно быть Богом (1989 г.)

«Отель «У погибшего альпиниста»- не артхаус. Это сбалансировано выстроенный, по лучшим традициям западного триллера, жанровый фильм с леденящей атмосферой приближения чего то ужасающего. Осмелюсь добавить, что возможно он по стилистике стоит близко к хоррору. Его можно добавить в список жанровых шедевров семидесятых годов, куда входят «Злой дух Ямбуя» и «Дикая охота короля Стаха». Время подобных смысловых фильмов конечно сейчас позади, только теплится надежда, что наши кинорежиссеры в гонке за успехом ни потеряют этот уникальный опыт, наработанный в советском кино.

Искушение Б (1990 г.)

Искушение Б (1990 г.)

Следующий фильм, который без сомнения интересует нас в творчестве Стругацких, это конечно же гениальные «Письма мертвого человека». Этот фильм — не экранизация, сценарий был оригинальным. Следует помнить, что в 1985-м году, когда снимался фильм, тема ядерной войны была как никогда актуальной. Фильм выстрелил, без сомнения, его смотрели, его обсуждали, он был у всех на слуху, и получил кучу наград. Я не видел фильм более тридцати лет, но до сих пор помню въевшиеся в сознание виды мрачных подземелий, затянутое свинцовыми тучами небо, безысходность, и цепочку тощих детей в противогазах, которых герой Быкова пытался увести к лучшей жизни. После подобных фильмов, вроде бы повествующих о безысходности, начинаешь обостреннее ценить жизнь. Свою задачу фильм выполнил, спасибо авторам фильма и соавтору сценария Борису Стругацкому. Почему-то когда пишут о советских ужастиках этот фильм всегда обходят стороной, но по мнению целого поколения, выращенного на страхе перед ядерной войной, это был хоррор так хоррор! Без монстров, без литров крови, пугающий именно своей главной темой, страхом перед будущим, но при этом, в отличии от западных аналогов, оставляя робкий проблеск надежды.

Трудно быть Богом (2013 г.)

Трудно быть Богом (2013 г.)

К сожалению, следующую экранизацию Стругацких «Дни затмения», созданную далеко по мотивам повести «За миллион лет до конца света» Александром Сокуровым, не назовешь ни триллером, ни хоррором, ни чем-то подобным, хотя в исходной повести наметки на что-то подобное были. Это до беспросветности скучная артхаусная социальная драма. Сами Стругацкие считали эту экранизацию лучшей, ну что ж, это их право.

Обитаемый остров (2008 г.)

Обитаемый остров (2008 г.)

«Трудно быть Богом» (1989 г.) снимал немецкий кинорежиссер, актеры были и немецкие и российские, поклонники романа восприняли эту экранизацию в штыки. Действительно, философский роман Стругацких кинорежиссер превратил в чистой воды фантастический боевик, даже триллер. В угоду времени в фильм добавили побольше обнаженки, крови, битв на мечах, но зато смотреть его было не скучно, что в то время, что сейчас. Я до сих пор люблю этот фильм и пересматриваю, в отличии от версии Германа, от которой у меня только рвотные позывы, да простит меня читатель. К слову сказать, Герман еще в советское время дважды собирался поставить этот фильм, но в 1968-м году помешал вход танков в Чехословакию, а в 1989-м режиссировать фильм отдали немцу. И надо полагать, что сними Герман фильм в то время, он все равно был бы, думаю, иным.

Обитаемый остров. Схватка (2009 г.)

Обитаемый остров. Схватка (2009 г.)

В 1990-м был поставлен минским кино режиссером Аркадием Сиренко фильм «Искушение Б» по пьесе Стругацких «Пять ложек элексира», и право обидно, что сейчас этот фильм почти забыт. По сути это жанрово крепкий камерный триллер, все действие которого происходит в одной квартире, но от этого он совсем не теряет своего обаяния. Писатель средней руки (Лембит Ульфсак) неожиданно проникает в тайну пяти бессмертных, которые делят между собой редкие капли эликсира бессмертия. В одну из ночей они все заявляются к нему и начинается выяснение отношений, закончившееся весьма неоднозначным финалом.

Гадкие лебеди (2006 г.)

Гадкие лебеди (2006 г.)

В 1991-м году умер один из братьев — Аркадий, и на долгое десятилетие наступило затишье. Потом в 2000-м Герман начал экранизировать «Трудно быть Богом». Съемки, что свойственно Герману, растянулись на долгих пятнадцать лет; менялись актеры, менялся сценарий. По выходе фильма многие разделились на два враждующих лагеря; кто-то картину принял, кто-то нет, но раз она уже снята, то конечно имеет право быть, тем более, что сам Борис Стругацкий её одобрил.

В наше время были предприняты ещё две экранизации классического наследия братьев Стругацких. Я думаю, писать об «Обитаемом острове» Федора Бондарчука уже нет смысла, столько всего написано, и плохого и хорошего, больше, конечно, плохого. Гораздо интереснее, и кстати с неплохой долей мистики, получились «Гадкие лебеди» (2006 г.) Константина Лопушанского. Образ «Мокрецов» сверхдетей, конечно несет в себе знание о современных Индиго, хотя исходная повесть была написана довольно давно, но тут как-то странным образом все сошлось в одно, и прошлое, и будущее.

Я думаю, двадцать первый век не оставит без внимания творчество этих замечательных мастеров фантастики, и мы ещё увидим их многие замечательные вещи, воплощенными на экране.

Экранизации братьев Стругацких:

«Понедельник начинается в субботу» (1965) — телеспектакль
«Сталкер» (1979)
«Отель «У погибшего альпиниста» (1979)
«Чародеи» (1982)
«Письма мертвого человека» (1986)
«Дни затмения» (1988)
«Малыш» (1987) — телеспектакль
«Трудно быть Богом» (1989)
«Искушение Б» (1990)
«Гадкие лебеди» (2006)
«Обитаемый остров» (2008 / 2009)
«Трудно быть Богом» (2013)

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

10 × 1 =