Автор рецензии — VitoKorleone
Четверо ещё со студенческих времён друзей отправляются в краткосрочный турпоход из Швеции в Норвегию — местные красоты поглядеть, а заодно и почтить память безвременно почившего товарища, чьим последним волеизъявлением было посетить скандинавские плато. Мероприятие подходит к своему логическому завершению и новоявленные любители активного отдыха уже собирались в обратный путь, пока форс-мажор не внёс свои коррективы — один из четвёрки получает травму колена и, недолго посовещавшись, весь квартет уже направляется в сторону близлежащего леса, дабы срезать путь. Однако вскоре, углубившись в чащу, те обнаруживают жуткую находку — вздернутую на деревьях тушу свежо-выпотрошенного оленя. С этой минуты становится очевидным — живым из лесу путешественникам выбраться не дадут…
Как правило, основополагающим ристалищем подавляющего большинства картин подобного рода является либо зловещий старый дом, не спешащий раскрывать всех своих тайн, либо обманчиво гостеприимный лес, живописно вдохновляющий и завлекающий заплутавших путников в свои объятия. И оба этих жанровых элемента присутствуют в картине Дэвида Брукнера, с той лишь разницей, что первому здесь отведена роль затравки, а второму — «основного блюда». Да — шаблонно, да — избито, но сетовать на это не имеет никакого смысла: если хочешь заманить героев в ловушку, с поступательным и неизбежным «выбыванием из игры», изолируй их, закинув в безлюдное место, а для большего отчаяния, идущего нога в ногу с дарующим издевательски-призрачную надежду спасением, подходят как нельзя лучше именно лесные угодья — казалось бы, цивилизация совсем рядом, а не добраться. Формула банальная, но при умелом исполнении всё ещё способная увлечь жаждущего пощекотать себе нервишки зрителя. Да и у авторов, справедливости ради, выбора то особого не было, ведь «Ритуал» — это кино-адаптация одноимённого произведения Адама Нэвилла.
Для Брукнера, не имеющего за плечами практически ничего, кроме авторства одной из новелл киноальманаха «V/H/S» и сопричастности к постановке «Монстров Юга» и «Сигнала», этот проект является полноценной пробой пера в самостоятельной режиссуре и новоиспечённый дебютант приложил все усилия, дабы не разочаровать поклонников жанра. «Ритуал» в своём техническом воплощении получился действительно «вкусным» зрелищем: никакого рваного монтажа, прекрасные операторские решения и подкупающий своей живописностью видеоряд — затянутые туманной мглой леса и остроконечные верхушки деревьев, на рассвете купающиеся в золотистых лучах утреннего солнца, а вечером угрожающе и зловеще нависающие над головами главных героев, всё это вносит свой особый колорит и создаёт соответствующее настроение, как, впрочем, и работа звукорежиссёра — щелчки и хруст веток под ногами, ночные вопли в отдалении и незримое присутствие постороннего поблизости и вот уже пульс начинает учащённо биться. Но если по-настоящему жутким фильм всё же не получился, то с чувством подступающей тревоги здесь полный порядок. Саспенс колючей проволокой постепенно затягивает петлю на шее зрителя, а руки так и тянутся к губам, дабы сгрызть все ногти от щемящего и давящего напряжения. Характеры героев обозначены и каждый уверенно несёт на себе свой образ-ярлык: лидер, мученик, истерик и серый мышонок. Глубине картине добавляют ярко-выраженная драматическая составляющая, вызванная комплексом вины одного из героев, спасовавшего перед лицом опасности за полгода до этого и не сумевшего спасти друга в экстремальной ситуации, а так же отсылки к языческой культуре северных народов и всё это приправлено ненавязчивым лейтмотивом об искуплении через испытание. Стоит так же отметить — исполнитель ведущей роли, британец Рэйф Сполл, играет так, что уже во время просмотра хочется вручить ему какую-нибудь статуэтку, дабы признать талант к лицедейству и убедительность игры.
Концептуально фильм Брукнера напоминает синтез неожиданно ставшей хитом на рубеже веков «Ведьмы из Блэр» и каноничного детища Джона МакТирнана «Хищник» — и там, и там в повествовании присутствует налёт оккультизма с последующим выбыванием главных героев в лесистой местности и само зло, подобно как и антагонисту в экшн-классике МакТирнана, здесь многолико, изощрённо и демонстрирует поразительные навыки и умения в искусстве маскировки, как, впрочем, и своеобразное хобби оставлять свои трофеи высоко на деревьях. Однако трактовать дебютную работу Брукнера как однозначный успех будет всё же неправильно. Брукнер, задав высокую планку в прологе и двух третях хронометража, затем дважды споткнулся и заставил усомниться в своём детище. Если первая половина фильма в своей форме была проста, но производила эффект, то вторая — стала сложнее, однако в своей подаче и внутреннем содержании не смогла избежать логических огрехов и неточностей. Авторы, с головой окунувшись в скандинавскую мифологию, с её богатой палитрой грозных и мстительных богов, вызывающих животный страх и трепет, даже у закалённых в жестоких и бесчисленных баталиях викингов, преподнесли свой материал в откровенно «сырой» форме и скудных, вызывающих определённые вопросы, полутонах. Опять же, в последней трети чувство страха словно испаряется, сведя всё к скомканной развязке. Тем не менее, это не является следствием прямой и явной ошибки самих авторов, они просто стали заложниками давно сформировавшейся тенденции и здесь уже кроется фундаментальный изъян самого жанра в целом.
Практически любой фильм ужасов в своей самой действенной и привлекательной для зрителя модели опирается прежде всего на атмосферу неизвестности. Именно неизвестность, являясь главной изюминкой, будоражит людские умы и накрепко приковывает взор, разыгрывая равноценную адреналиновую комбинацию из страха и любопытства. Воображение — поистине самый главный и коварный враг человека и, как раз благодаря неизвестности, выступающей стартовым катализатором, оно способно нарисовать картину намного ужаснее самой действительности и свести человека с ума. Поэтому стоит только сценаристам приоткрыть завесу тайны и магия пугающего волшебства тут же исчезнет. Что Брукнер и сценаристы и сделали в финале, пойдя на поводу у литературного первоисточника и традиционных законов жанра. Не сохранив атмосферы гнетущей загадочности, они нивелировали формировавшуюся практически всё повествование пугающую концепцию к обыкновенной беготне и обрывочной развязке. И всё же, оценивая в целом проделанную молодым режиссёром работу, стоит отметить — Брукнер, несмотря на тривиальность находящегося в руках материала, сумел снять добротное, качественное и гармоничное в своём синтезе из мистического триллера и сурвайвл-хоррора кинополотно, способное если не прочно закрепиться в своём жанровом пантеоне, то уж точно привлечь внимание зрителя.
Хороший фильм, мне понравился. Монстр потрясный очень, финальная треть явно стоит того, чтобы начало переждать.