По мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса.
Джонатан Гриффин (Андрей Харитонов), талантливый учёный, находит способ делать невидимым тело человека. Превращение в человека-невидимку оборачивается для главного героя настоящей трагедией…
В Советском Союзе, на самом пике его агонизирующего угасания, вдруг резко повысился интерес к жанровому кино, но так как у советских режиссеров опыта в создании такого кино было весьма маловато, то за основу бралась в качестве подпорок классика, как правило зарубежная. В эти годы были поставлены Мосфильмом два жанровых хита. Это «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона и «Человек-невидимка» Герберта Уэлсса. Оба фильма отличались глубокой оригинальностью, оба трактовали вроде бы бессмертную классику мировой фантастики совершенно в ином ключе, нежели исходные авторы.
Гриффин в мосфильмовской ленте показан вовсе не маниакальным злодеем, он абсолютно светлый человек, ученый, одержимый одарить падшее человечество своими идеями. К сожалению, как и всякий ученый, он предпочитает не задумываться о моральных аспектах своих экспериментов. Роль же злодея досталась здесь Кэмпу (Ромуальдас Раманаускас). Осознано переиначив акценты, авторы помимо неплохо поставленного по советским меркам триллера добавили и высоко патетическую драму о лишнем человеке, преждевременном человеке, не принятом и не понятом обществом и убитым им.
В фильме очень недурственные, для нищего на всякие визуальные красивости советского кино, спецэффекты. В детстве потрясали; висящая в воздухе маска, самовоспроизводящиеся следы и многое другое, что действительно было новаторским для советского кино. Хорошо помню, как смотрел этот фильм двенадцатилетним в переполненном зале кинотеатра, тогда еще люди не знали ни видео, ни компьютеров, и каждого похода в кино ждали как праздника. Потом уже я посмотрел неисчислимое множество всяких зарубежных «Невидимок», но в памяти остались только потрясающая английская трехсерийная экранизация, снятая точно по книге со злым человеком-невидимкой, и конечно наша. Будучи взрослым, долго искал этот фильм, потому что он из категории тех фильмов, которые память отпускать не хочет, а в мою память почему-то сильнее всего врезалась сцена, где Гриффин бегает с невестой по берегу моря и сыплет на нее цветы. Представить такого Гриффина в зарубежных экранизациях невозможно, там он просто маньяк, к сожалению, от науки, чудовище, лишенное как плоти, так и души.
Недавно прошёлся по «Завещанию профессора Доуэля», а вот «Человек-невидимка» оставил на несколько порядков лучшее впечатление. Во время просмотра фильма не покидает чувство страха (и это вовсе не из-за спецэффектов, которые в «Вие» смотрелись смешными, а тут наоборот, всё выглядит довольно дьявольски), а к концу сменяется чувством полного отчаяния. В этом фильме прекрасно показана трагедия непонятого обществом человека, опередившего своё время, шокирует сила научного знания, находящегося в руках алчного и корыстного человека. Прекрасно играют актёры, особенно Раманаускас с его горящими глазами.
В памяти задержался английский телефильм, снятый по сюжету романа. Его как раз показывали по центральному телевидению в середине 80-х годов, словно конкурируя с нашей версией. И уже тогда, по детскому впечатлению я понимал, что наш Гриффин добрее и человечнее. А позже, прочитав роман, убедился в этом окончательно. Что же, в нашей версии затронута очень тонкая тема: противостояние творческого одинокого человека и толпы. И, увы, человек здесь проигрывает. И хэппи-энда не может быть по определению. Никому он оказался не нужен на этой земле, кроме своей невесты, которая по-настоящему любила его. Но, случись так, что если бы они смогли эмигрировать из Англии, едва ли они могли жить спокойно. Впрочем, это совсем иное развитие сюжета. А трагический финал более приближен к действительности.
Итак, с точностью наоборот в сюжете, поставленная фантастическая картина, не шедевральная, но вполне достойная, можно смотреть и пересматривать уже и в нашем времени.
Непонятно, почему такой кинорежиссер, как Александр Захаров снял всего два фильма. По визуальному ряду обоих его фильмов «Человеку-невидимке» и «Волшебной лавке» было видно, насколько человек опередил блеклый стиль советских устаревших видеоэффектов. «Человек-невидимка» для уже начинающего агонизировать советского кино был вполне новаторским, и тем более стал кассовым чемпионом 85/86-го годов. Но на судьбу кинорежиссера Захарова это никак не повлияло, сняв в 1992-м году короткометражку по рассказу того же Уэллса, причем с ярко выраженным хоррор-мотивом. Чего стоит, например, растягивающийся человек, и странные существа, показанные в доли секунды, но не похожие ни на каких других монстров в нашем кино, это дорогого стоит. К тому же так же посекундно, но запоминающиеся показан эпизод с оживающей куклой. Вообщем такой вполне детский, но филигранный по стилю ужастик.