Дэвид Кроненберг – режиссер, способный удивлять как приятно, так и не очень. Особенно если изучать его ранние фильмы, которые одни считают маленькими хоррор-шедеврами, а другие – серым проходняком. Ведь в начале пути у творца не было ни больших бюджетов, ни первоклассных звезд, ни громкого пиара. Поэтому рассчитывать на зрительский успех Дэвид мог только за счет собственного таланта и мастерства. И первая полнометражная картина «Судороги» стала серьезной заявкой на прорыв в мир большого кино. Но какого же было удивление, когда во второй «страшной» ленте Кроненберг занялся откровенным самоповтором. Впрочем, у молодого постановщика были на то свои причины.
Если «Судороги» по праву стоит считать самобытным и полноценным творением, то последовавшая за ними «Бешеная» оказалась художественным упражнением, целью которого была игра в Крупный Фильм при малых затратах. При этом Кроненберг решил не придумывать ничего нового, а воспользоваться формулой предыдущего проекта.
Итак, «Судороги» / «Бешеная»:
— светило медицины проводит экспериментальную операцию.
— в результате человеческий организм подвергается страшной мутации, вследствие деятельности кровожадного паразита.
— зараженный превращается в безумца, одержимого насилием.
— вирус легко передается от человека к человеку.
— власти не в силах контролировать эпидемию, стремительно расширяющую свои границы.
И режиссер не отрицает явное сходство обеих картин, объясняя сей шаг желанием выйти за рамки миниатюрного хоррора, использовать весь возможный масштаб постановки, показать не просто локальное заражение, а глобальную катастрофу. И реально «Бешеная» отличается от родного кинобрата в первую очередь выходом из замкнутого пространства в уличную массовку. Объективно понятно желание Кроненберга открыть новые творческие горизонты, вот только требовательному зрителю от этого не легче.
Лучший способ получить удовольствие от «Бешеной» — не смотреть перед ней «Судороги», ибо в противном случае возникает стойкое ощущение, что потребляешь один и тот же фильм. Да, история формально другая, но смысловые и постановочные параллели слишком бросаются в глаза. Стилистически картина отличается смещением сексуального акцента (по сравнению с «Судорогами») в сторону классического зомби-хоррора. И пусть вас не вводит в заблуждение приглашение на главную роль популярной в те годы порноактрисы Мэрилин Чэмберс. Дама конечно не раз обнажится в кадре, но элемент эротики здесь лишь дополнительное украшение картины, а не важная художественная составляющая. А вот за что стоит отдать должное Кроненбергу, это за своеобразное представление кровососущего монстра, живущего в подмышке главной героини. Кажущаяся бредом фантазия органично смотрится в рамках фильма ужасов, вызывая жуткие ощущения. Но глобально в «Бешеной» концепция заражения смертоносным вирусом не кажется интеллектуальной аллюзией на злободневные социальные проблемы, а воспринимается зверским развлечением с условной драматургией.
«Бешеная» — бесспорно важная веха творчества Кроненберга с точки зрения повышения профессионального мастерства, освоения большего бюджета и перехода от камерности к масштабу, но выполнено упражнение за счет повторения собственного большого дебюта, что печально с позиции зрительского удовольствия.
Все равно фильм удачный.
По сути я ругаю эту картину с точки зрения творчества самого Кроненберга, не с позиции кино вообще. И в «Бешеной» чувствуется почерк настоящего творца, и фильм на голову, а то и на две головы выше многочисленного хоррор-шлака, и в те годы, и сейчас. Просто меня субъективно разочаровал тот факт, что все ранее виденные картины Кроненберга в моем восприятии самобытны и не похожи друг на друга, даже при наличии характерного стиля режиссера. А здесь я увидел две ленты как один фильм, снятый в разных вариациях, потому и опечалился, как зритель — фанат Дэвида.
Если ты имеешь ввиду некую схожесть с «Безумцами» Ромеро обоих фильмов, то тут спорить бессмысленно — в плане подачи тему между «Судорогами» и «Бешеной» есть общее. Но ведь и в «Выводке» Кроненберг исследовал ту же тему. Я бы сказал, они составляют некую трилогию, где «Выводок» — самая лучшая работа. В «Бешеной», я бы сказал, очевиден феминистский подтекст. Тогда движение феминизма было особенно сильным, и многие режиссеры на это откликались. А еще интересно, что Кроненберг видоизменяет типично вампирскую тему, делая её более наукообразной. К сожалению, такие хорроры Кроненберг не снимал позже. Его «Муха», «Мертвая зона» — все это не то, это уже мейнстрим, где больше денег и меньше смысла. Впрочем, «Мертвая зона» еще держится в рамках драмы, а «Муха» улетела в область примитивного боди-хоррора. Я, как зритель, драму не почувствовал, в отличие от старой «Мухи». Вот «Автокатастрофа» — такое же безумное кино, неформатное, умное, как раньше. Еще «Паук», на мой взгляд, шедевр, но там больше драмы, чем триллера.
Фильм был ведь одним из самых-самых первых? Для 1977 сюжет в духе «Ходячих мертвецов» и прочих работ на тему зомби-апокалипсиса смотрелся очень революционно. И, да, не кажется интеллектуальной аллюзией на социальные проблемы, хотя и высмеивается средний класс.
Если вы о зомби, то «Ночь живых мертвецов» была намного раньше.
Я, наверное, об этом: http://www.lostfilmhd.ru/publ/serialy/khodjachie_mertvecy/1-1-0-48
Да, «Автокатастрофу» просто невозможно забыть :)). Кроненберг однозначно опередил лет на 50 своё время.
Окончательно добило появление в главной роли порноактрисы Мэрилин Чемберс — кумира молодежи конца 70-х — начала 80-х. Хотя это намекает на банальную нехватку средств. Могу в очередной раз констатировать, что господин Дейв так больше не снимает, полностью ударившись в философскую тематику.
Да, Вася, прикол в том, что как говорил сам Кроненберг в интервью, на главную роль он вообще хотел позвать Сисси Спейсек, но уже на тот момент, снявшись у Малика в «Пустошах» и у Де Пальмы в «Кэрри», Сисси была достаточно дорогой актрисой, и бюджет «Бешеной» ее просто не тянул. Отсюда и родилась альтернативная идея пригласить звезду кино иного рода.
Чемберс, как это ни парадоксально, была не менее известной на тот момент актрисой. Помнишь «За зелёной дверью»? Первый порнофильм, показанный на широком экране, ставший классикой в мгновение ока. А тут еще сам Кроненберг изъявил желание тебя заснять. С оговоркой на то, что тогда практически никому не известный Кроненберг. Пока неизвестный.
А что касаемо Спейсек… Представляешь название хоррора «Бешеная Кэрри»!
Чемберс хорошо сыграла ее роль. Если порно чему и учит, так это раскрепощенности, а для «Бешеной» как раз и надо было именно это. Спейсек роль бы не потянула — не её фильм.
Совершенно с Вами согласен, Андрей Робертович! Тогда даже самая никудышная актриса играла куда лучше нынешних «звездулек» уровня Милы Кунис или Кэтрин Уинник. Я уже молчу про Селену Гомес и Линдси Лохан по прозвищу «лонг айлендский шприц».
Сейчас тоже могут играть, если попадут в руки требовательного режиссера, как иногда происходило с Кирой Найтли. Кстати, Уинник Раду любит. Я к ней вполне спокойно отношусь, хотя мало где видел. Помню только в «Развлечении».
Да. грудь Уинник ему очень нравится. Даже до ее позиции по Добассу и Луганску она мне не нравилась, а после — и подавно!
В смысле сама актриса мне не нравилась, а не грудь… Блин, запутался…
А где ты ее грудь видел? В «Развлечении» она не показала ни грудь, ни свои бойцовские навыки.
Раду отмечал именно ее пышный бюст, наверное поэтому и понравилась ему. У нее табу на раздевание, я как-то интервью читал, где она все четко разложила почему никогда не снимается обнаженной(сериал «Викинги» мельком видел, не помню, чтобы она в нем оголялась). С ней я посмотрел достаточное количество фильмов, в основном триллеров. Из ужасов: «Восставший из ада — 8», «Маленький помощник Сатаны» Лмбермана и «Развлечение». Играет на посредственном уровне.
Она американка — что ты хотел. Если бы жила в Восточной Украине, по другому думала бы.
У нее украинские корни. Свободно говорит на украиснком. Родители эмигрировали в Канаду.
Живет в США, значит, американка. В принципе, в «Развлечении» ничего смотрелась, но сам фильм средний. А в кино класса A в основном маленькие роли играет. Скромная какая эта Уинник. Почему-то большие актрисы все раздевались, что Спейсек, что Мэрил Стрип. Про европейских вообще не говорю. Смысл тогда в актрисы идти.
Вот именно! Лучше б тогда дальше тхэквондо занималась.
Или хотя бы в боевике снялась, чтобы мы посмотрели кто круче, Ротрок или она.
А круче все равно Чак Норрис!