По одноименному роману С. Павлова. Научно-фантастический фильм о проблемах, с которыми может столкнуться человечество, осваивая просторы Вселенной.
Сначала был феноменальный роман Сергея Павлова «Лунная радуга», который в начале восьмидесятых произвел фурор, и который тогда читали все, от мала до велика, и школьники, и академики. Действительно, проблемы освоения вселенной в ближайшем будущем, научно-фантастические коллизии автор облек в красочную обертку, сочетающую драму человеческих отношений, остросюжетную приключенческую коллизию, приближенную максимально к триллеру и даже хоррору, и ещё много-много чего.
К сожалению, советские технические возможности конечно не дали бы в полной мере реализовать все эти чудеса на экране, фильм принципиально иной, и многие фанаты книги до сей поры пишут разгромные рецензии на него. Но друзья мои, нужно просто знать, какова была ситуация в жанровом кино того времени; строгая идеология, урезание бюджетов и отсутствие вообще какого-либо опыта в создании подобного рода фильмов. Да, фильм более приближен к драме, акцент сделан на истории переродившихся космонавтов, несущих отныне свою таинственную миссию или весть земле в виде черных следов. И надо сказать, что из скудного бюджета авторы все же постарались выжать все что смогли. Мрачные интерьеры звездолетов навевают мысли о голливудских фантастических триллерах, неплохо сделаны сцены с пробегом по испытательному полигону, лучше, чем в иных фантастических фильмах, сделан космос. А сцену с проходом Нортона по плоскогорью «Огненных змей» я бы вообще назвал сюрреалистически-зловещей, несмотря на то, что сейчас фильм технически устарел в разы; в свое время он действительно производил впечатление. Даже кажется странным, что снял его совсем молодой человек, кажется двадцати трех лет от роду, настолько философские вопросы бытия подняты в фильме.
Несколько астронавтов под воздействием неких сил приобретают сверхспособности; в частности, воздействовать на электронику и приборы, но побочный дар такого подарка — оставление черных следов не поддающейся логике субстанции. Астронавты быстро становятся изгоями, их странный дар пугает и шокирует общество, не любящее что-то, не поддающееся логике объяснения.
К сожалению, из-за ограниченного бюджета и несовершенства спецэффектов, многие чудесные моменты с черными следами, так красочно описанные в романе, из фильма выпали, актеры лишь только драматургически пытаются передать эти таинственные аспекты, хмуря брови, либо взглядом, но это не очень убеждает. Также конечно то самое грозное неведомое «Внеземелье», манящее и пугающее одновременно, описанное в романе с такой достоверностью, в фильме конечно не так впечатляет. Тем не менее фильм достойный, весьма достойный.
«Андрей Ермаш, режиссер «Лунной радуги», был сыном председателя Госкино СССР. Для своего дебюта в кино он без особого труда раздобыл денег и обратился к любимому жанру научной фантастики. Вот так и появилось нечто невразумительное по роману Сергея Павлова (неплохому, в общем-то, фантастическому детективу). Хорошие актеры и лучшие мастера комбинированных съемок «Мосфильма» тщетно пытались спасти беспомощную режиссуру — все впустую.»
Из моей статьи «Через тернии — к зрителю. Советские космические киноэкспедиции» (журнал «Мир фантастики», №2; октябрь 2003)