Рецензия автора «Mertvetz»
Одна ночь в заброшенном интернате
Семья, состоящая из жены, мужа и его дочери, как я понял, от первого брака, едет по лесу, и посреди леса около железной дороги у них глохнет мотор. Муж отправляется на поиски кого-нибудь, кто поможет добраться хотя бы до ближайшего населённого пункта. Близится вечер. Скоро девочке пора спать, и главная героиня принимает решение не дожидаться мужа, а отправиться с девочкой на поиски ночлега.
Так они набредают на заброшенный интернат. Надо сказать, он выглядит очень пугающе; особенно запомнилась полуразвалившаяся статуя пионера. Женщину и девочку пугает чёрная собака, они забегают внутрь и узнают, что единственные обитатели бывшего интерната — умершие мать и жених главной героини, а также странноватый немой, которого играет единственный известный мне в этом фильме актёр — Иван Агапов («Всё смешалось в доме», «Дальнобойщики»).
Режиссёр фильма — тогда дебютант, спустя годы снявший отличные психологические триллеры «Змеиный источник» и «Поклонник», — Николай Лебедев. По ним, как и по «Ночлегу…», видно, что Лебедев умеет снимать ужасы. Надо сказать, не обошлось без ляпов — уже названный странный поступок главной героини в начале фильма, потом она говорит мёртвому жениху о муже: «Его девчонка меня ненавидит», хотя у них с девочкой никаких разногласий за все полчаса фильма, девочка даже называет женщину мамой.
Но в целом, фильм мне понравился. Очень реалистично сделаны страшные моменты, которые реально пугают. Отлично передан антураж полуразрушенного здания, и внутри и снаружи, включая вышеуказанного пионера. Короткий и вкрадчивый фильм. Страшный фильм. Но не это его главная заслуга. Его главная заслуга — смысл. Как же прекрасно, когда в фильме тебя пугает именно смысл картины.
Фильм показывает глубокую, отчаянную разруху, которая, как мы помним из Булгакова, в головах, а не клозетах. Разруха физическая: запустение, упадок. Разруха духовная. Картина создана в 1991 году, в роковом и переломном для нашей стране году, и это не могло не найти отражения в фильме.
И видится мне в этой женщине, в главной героине, образ поломанной России тех лет. Напуганная, неуверенная, без всякой поддержки, рядом с чужим нелюбимым ребенком. И призраки прошлого окружают ее: когда-то были они ей близкими, родными, любимыми, сейчас же стали враждебными. И никуда ей от этого не убежать.
И на помощь ей приходят только тогда, когда эта помощь уже и не нужна.
Сильный фильм.
Я в этом фильме увидел только упражнения в саспенсе и хоррор-приемах, и, имхо, это лишь любительская черновая работа, не полноценный фильм…Далее Лебедев бесспорно очень вырастет как режиссер, но его маленький дебют по сути ни о чем…