Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на фильм «Двое благословенных» (De två saliga, 1985 г.)

 

После монументальной фрески «Фанни и Александр» Ингмар Бергман больше уже не работал для кино, однако его телефильмы за честь считали показать крупнейшие кинофестивали мира. А этот фильм до недавнего времени был единственным недоступным для русскоязычного зрителя. Теперь же с удовольствием можно сказать, что все 44 полнометражных игровых фильма Бергмана можно посмотреть на русском языке, а также до этого малоизвестные экранизации его сценариев, максимально аутентично снятые его учениками Билли Аугустом («Благие намерения»), актрисой его труппы и матерью одного из 9 детей великого режиссёра Лив Ульман («Исповедальные беседы», «Неверная»), наконец, и сыном Дэниэлом Бергманом («Воскресное дитя»), чуду рождения которого Бергман посвятил новеллу в альманахе «Стимуляция». Более того, теперь открывается и пласт его театрального творчества, и вот уже можно найти в сети телеверсию одного из поздних спектаклей Бергмана «Соната призраков».
«Двое блаженных» были сняты Бергманом с минимальным перерывом после его другого телефильма «После репетиции», что для позднего Бергмана нехарактерно, ведь с годами шведский мастер стал снимать всё реже, все силы отдавая театру. Он сам говорил, что снимает кино только тогда, когда не видит возможности реализовать свою идею на сцене. А его театральные работы приводили в восхищение и Юрия Любимова, не менее великого театрального режиссёра, которого Бергман приютил у себя в Шведском Королевском театре.
Тут стоит сказать, что сюжет фильма Бергмана весьма напоминает «Глюки», однако был снят за 21 год до фильма Фридкина. Также едва ли автор пьесы Трейси Леттс написал её до фильма Бергмана, ведь в 1985 году ему было всего 20 лет. Конечно, из этого не следует, что Леттс своровал идею Бергмана, ведь он вполне мог никогда не видеть этот фильм. Просто именно Бергман первым придумал идею безумной любви, когда второй влюблённый сам начинает сходить с ума от безумия другого. Схожий мотив был у Ардженто в «Птице с хрустальным опереньем», однако впервые у Бергмана этот мотив стал сюжетом, лишь позднее перекочевав к Леттсу и Михаэлю Ханеке.
«Двое блаженных» — абсолютно бергмановский фильм, ведь тема безумия, а также иного восприятия мира безумными людьми проходит через многие фильмы Бергмана. Здесь безумна жена, которую родители в детстве заставляли спать на подушке с изображением божьего ока, и совершенство вышитого глаза больно ранило её, учитывая её небольшой дефект. Так с годами она не только возненавидела бога, но и мечтала убить его, не в состоянии выносить, что бог, вроде бы творивший по своему образу и подобию, нарочно сделал её хуже себя. Именно из-за этой вроде бы мелочной истории у неё развились все её комплексы, позднее приведшие к безумию и только, кажется, её муж, тихий, скромный человек способен был убеждать её, хоть и ненадолго, что её любят даже и с дефектом.
На что способен пойти один любящий ради другого? — задаётся вопросом Бергман и исследует его со всех сторон. Чтобы быть похожим на жену, муж лишает себя глаза, а позднее решает умереть вместе с ней, так как ей невыносима жизнь, а ему невозможно дальше жить без неё. Ситуация любви до гроба своеобразно была обыграна в гениальном фильме Нагисы Осимы «Коррида любви», однако Бергман находит новый подход, состоящий в максимальном самоограничении. Если у Осимы немало было любви, проявлявшейся путём секса, то у Бергмана любовь — исключительно духовная. Не тела, а души любят друг друга, тем более в этой любви самый разумный вынужден подстраиваться под безумие второго, совершать поступки, которые окружающим кажутся ненормальными. Но Бергман, сам проведя время в психиатрической клинике, иначе смотрел на душевнобольных. Они лишь видят мир по-другому, открывая в нём то, что прочие не замечают. «Ничего не кажется внутри безумным. Только снаружи» — говорит один из героев фильма, намекая на то, что у безумных своя логика, которая иным непонятна.
Бергман показывает своих героев не как персонажей кунсткамеры, а с человеческой стороны, сопереживая их израненным душам и их проблемам, которые кому-то кажутся безумными. И, возможно, именно окружающая действительность, особенно в детстве, делает людей не такими, ведь характер закладывается в детстве и детские травмы опаснее всего. Со скрупулёзностью психолога Бергман вглядывается в души, открывая тайны о самих себе и зрителям. Образно говоря, Бергман просто разламывает человека и показывает, что у него внутри и как такой человек получился. Глубины бергмановского анализа, пожалуй, не покорились больше никому, поскольку сложно назвать режиссёра, как до, так и после Бергмана, кто бы понимал человека до мелочей. Также он, возможно, единственный из режиссёров-негеев, понимал женщин, немало посвятив им своих работ. Забавно, что Бергман постоянно становился объектом критики как со стороны социально-ориентированных режиссёров, вроде Роя Андерсона, так и со стороны феминисток, утверждавших, что в своих фильмах он… принижал женщин. И как-то даже неудивительно, что даже его противники иногда меняли своё мнение, как например малоизвестная за пределами Швеции постановщица из стана феминисток Сюзанна Остен, задумавшая экранизировать его сценарий «64 минуты с Ребеккой», утверждая, что в этом сценарии Бергман раскрылся как феминист (!). В связи с этим сложно не согласиться с мнением одного из комментаторов, написавшим, что «Бергман настолько крут, что даже антагонистка будет снимать фильм по его сценарию».

8,5

Страница фильма в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 1, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 1 = 2