Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Генеральная репетиция — рецензия на фильм ужасов Уэса Крейвена «Смертельное благословение» (Deadly Blessing, 1981 г.)

 

Смертельное благословение - кадр 1К 1981-му мир успел ужаснуться Абсолютному Злу в маске Майкла Майерса («Хэллоуин» Джона Карпентера) и познакомиться с мамочкой утопленника Джейсона Вурхиза («Пятница, 13-е» Шона Каннингэма), а вот до рождения третьей слэшер-иконы с улицы Вязов оставалось еще три года. Ну а пока немолодой, но перспективный Уэс Крейвен усердно осваивал технологии страха, экспериментируя с сюжетами и стилями. Его дебютный «Последний дом слева» 1972-го был хоррор-аллюзией на экзистенциальную драму Ингмара Бергмана «Девичий источник». «У холмов есть глаза» 1977-го стал интерпретацией шотландской легенды о семейке каннибалов, убившей несколько сотен человек. А «Незнакомец в нашем доме» 1978-го – пробой пера в мистическом триллере о колдовстве. Но по-настоящему грандиозной и мощной репетицией рождения душераздирающе-крышесносящего Кошмара оказалось малоизвестное «Смертельное благословение», достойное куда большего, чем номинации на «Золотую малину» за худшую мужскую роль второго плана 81-го года.

Смертельное благословение - кадр 2Внимательно посмотрев картину до конца, четко понимаешь, что в «Благословении» Крейвен не пытался рассказать занятную историю, а фактически конструировал действие под демонстрацию разнообразных ужасов и нервотрепетных эпизодов. По завязке кажется, что нам покажут жуткое кино про религиозную общину, прикрывающуюся смирением и аскетизмом, а на деле творящую зло во имя безумного культа. Тем более, что роль гуру паствы исполнил безусо-бородатый Эрнест Боргнайн с одержимым взглядом, а одного из самых фанатичных адептов – страхолюдный от природы Майкл Берриман. Но обозначив псевдорелигиозную угрозу, режиссер резко уходит в другую страшную ипостась. Под тревожный саундтрек Джеймса Хорнера публику обволакивают маньячным саспенсом, как будто просочившимся из «Психо» и «Хэллоуина». Глаза убийцы похотливо созерцают ласкающуюся парочку, но первое убийство произойдет отнюдь не в спальне, а в темном мрачном месте, с нервощекочащей прелюдией и без крови, в лучших традициях оригинального фильма про Майкла Майерса. А чуть позднее зритель видит, что вот же она – прямая цитата из бессмертного шедевра Хичкока, но Крейвен вновь обманывает нас, убивая не того и не там, где ожидалось. И оказывается, что фильм не так прост по структуре, а дальнейшие события нельзя предсказать. Вместо «дьяволопоклонного» триллера – слэшер, и пока без зацепок – а кто душегуб? А если секта ушла на второй план, то в чем же тогда суть истории?

Смертельное благословение - кадр 3Но режиссер не дает подсказок, а рисует новые сюжетные линии, и по-прежнему пугает незримым убийцей, который отнюдь не бесхитростный рубака, а изощренный монстр, измывающийся над потенциальными жертвами и зрителем заодно. Сцена в амбаре с юной Шэрон Стоун – реальный мастер-класс саспенса, ну а что будет дальше с главной героиней, решившей помыться – просто песня ужаса! Здесь Крейвен уходит от уроков маэстро Альфреда (как надо расправляться с девушками в ванной комнате) и изобретает собственный жуткий прием, мотивы которого вновь использует в «Кошмаре на улице Вязов». В фильме о Фредди между женских ног из пены в ванной вынырнет перчатка с лезвиями, а в «Благословении» … насладитесь эпизодом сами! И когда после очередной встряски нам невзначай демонстрируют паству, мы улыбаемся и грозим пальчиком – «Не, кино вообще не про это, нас уже не обманешь!», сколько бы вождь «детей Божьих» не выкатывал глаза и корчил злые рожи.

Смертельное благословение - кадр 4Следующий обманный твист от создателя; нам вроде как показали убийцу, с четким мотивом для совершения очередного «мокрого» дела, но всё предыдущее насилие совсем не вяжется с её личностью. Крейвен продолжает менять повествование как ему хочется, дабы безостановочно удивлять и жахнуть по нервам новой зверской разборкой с невинными (или нет?), оказавшимися не в то время не в том месте. Эпизод с автомобилем в поле и страшен и зрелищен в рамках недорого кино, и ещё больше сбивает с толку («а что вообще происходит?»). Но хронометраж подходит к концу, водить публику за нос больше нет времени, и режиссер буквально взрывает кульминацию! Вот тут со стрельбой, резней и кровью сюжетный линии сольются воедино, когда нет железной логики во всём действии ДО, и тем, что открылось сейчас, но шоковый эффект удался. Конечно не Крейвен – основоположник финальных твистов, но примерный ученик, когда зрелищность и динамика развязки явно превосходит слабость смыслового аспекта.

Смертельное благословение - кадр 5Что, зрители, уже выдохнули? Но ведь это еще не всё! До конца считанные минуты, а режиссер и не думает успокаиваться. И уже в разрез всякой логике и маломальской осмысленности рассказанной истории, Крейвен нокаутирует публику свирепой «пугалкой», которая у одних вызовет возглас «Ну что за бред?!», а у ревностных фанатов хоррора совсем короткий – «Вау!!!» Иначе говоря, картина получилась «хоть стой, хоть падай» и для развлекательного шокера это реально похвала, ну а о серьезности «Смертельного благословения» никто и не говорит. По совокупности результата тест на профпригодность в жанре ужасов Крейвен сдал, что очень скоро подтвердит обожжённый мужик в шляпе и красно-зеленом свитере.

Страница фильма «Смертельное благословение» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

8 комментариев Генеральная репетиция — рецензия на фильм ужасов Уэса Крейвена «Смертельное благословение» (Deadly Blessing, 1981 г.)

  • Вот уж действительно песня ужаса у тебя получилась, прямо-таки голову вскружил обилием всяких страшных вкусностей. 🙂 Плюс еще один интересный неизвестный фильм в копилку будущих просмотров. И до оригинальной «Пятницы-13» надо как-нибудь добраться уже.

    • За просмотр этого фильма и рождение рецензии спасибо Саше (Nightmare163) 🙂 Благодарю тому, что он меня позвал в свой конкурс на КП на днях, я и написал сей текст, сегодня была его премьера одновременно в Клубе и на КП.

      А фильм, Никита, действительно стоящий. Он не особо хорош как цельное художественное произведение, но впечатляющ как разнообразный хоррор-аттракцион.

  • Вау! Это был вообще один из первых фильмов, который я посмотрел на видео в середине 80-х. И до сих пор помню отдельные кадры — что-то с взрывающимися досками, и слово «инкубус». Эх, детство-детство 🙂

    • Классно, что этот фильм неплохо смотрится и сейчас. Не только как дань памяти Крэйвена, а как местами очень крутая страшилка, при всей массе фильмов ужасов, вышедших за последние 35 лет 🙂

  • Роберт Виллэн

    Что-то мне не приглянулся мистический конец этого фильма, поэтому я в свое время снизил оценку.

    • Мне кажется, что Крейвен вполне осознавал, что подобным финалом запарывает фильм, как некую осмысленную историю, шоковый эффект был для него важнее с точки зрения художественной задачи в целом.

  • NaObi NaObi

    Надо будет вооружиться кровожадным настроением и отсутствием претензий к глубинности смысла и вперед с песней. Тем более, что это все-таки Крейвен, учитывая его мастерство и знание приемов по запугиванию. Спасибо Леше за взвешенный, продуманный и, к тому же, содержащий массу сравнительных отсылок и любопытных наблюдений отзыв, и заодно Саше-Найтмэру за наводку 😀 Берриман все-таки обладатель прирожденной ужасной харизмы, в который раз убеждаюсь.

Добавить комментарий

  

  

+ 43 = 52