Продолжаем «Историю Ужасов». Мы сейчас на 1950-х. Это было уникальное время в истории кино, ведь именно тогда широкую популярность завоевало… телевидение. Многие аж запаниковали, думая, что всё — телевидение убьёт кинематограф, также как и видеокассеты убьют кинематограф и интернет, соответственно, кино убьёт. Однако, с телевидением, прямая угроза кинематографу явилась впервые — и паника была нешуточная: зритель может смотреть кино… У СЕБЯ ДОМА — КАКОЙ КОШМАР ГОЛЛИВУДУ КОНЕЦ КИНОТЕАТРЫ НАВЕКИ УЙДУТ В ПРОШЛОЕ БЛА-БЛА-БЛА… да только, пока одни продюсеры массово бросались из окон, другие — более сообразительные — искали иные способы завлечения людей в кино помимо просто — демонстрации киноленты. В ход пускались самые изощрённые изобретения: 3-D (тогда ещё — анаглифное), басы, звук Surround (типа нынешнего DD 5.1, но примитивнее в сто раз), «синерама» (показ с трёх проекторов на три экрана, соединённых в один широкий экран) синемаскоп (многие современные киношники отчего-то думают, что с ним их кино выглядит «стильно», в то время, как это — примитивный ответ анаглифному 3-D и «синераме» ). В общем — много разнообразных средств пускалось в ход. И больше всех подобными «фишками» прославился легендарный продюсер и режиссёр Уильям Кастл, снявший в 1958-м году свой легендарный шедевр —
—
—
Один гениальный учёный делает интересное открытие: каждый раз, когда люди боятся — они чувствуют характерное покалывание в области спины. Это — «Щекотун» — тварь, питающаяся страхом, которую может заглушить лишь… человеческий крик. Именно по-этому, когда люди боятся — они кричат: это — рефлекс, спасающий людей от растущих в их спинах «Щекотунов». Но что если «жертва» — глухонемая? И не может кричать? Что если эту жертву напугать до такой степени, что «Щекотун» вылезет из её спины — и попрётся убивать всех и вся?
—
—
Не нужно быть выпускником мед.училища, чтобы понимать бредовость данной концепции. Однако, Кастл не парился логикой. Какая логика, когда фильм, буквально — аттракцион?
—
—
Суть в том, что Кастл не хотел ограничивать кино рамками экрана — он пытался внедрить революционный способ кинопоказа — ИНТЕРАКТИВНОЕ КИНО. Именно чтоб зритель не просто смотрел «со стороны», а чувствовал себя участником событий. Так как же этого добиться?
—
—
Во-первых, фильм показывался не во всех кинотеатрах сразу, а по-очереди, «путешествуя» по городам и сёлам. Чисто — турне музыкальной группы. Во-вторых, данная схема не только привлекала внимание со стороны (залы были полными до предела), но и позволяло оперативно приготовить «спец.технику» для показа. Образцы данной техники прекрасно продемонстрировал Джо Данте в фильме «Дневной Сеанс» с участием Джона Гудмана
—
—
Когда входишь на фильм, тебя встречает «медсестричка», выдающая талон на на то, что администрация кинотеатра не несёт ответственность за смерть от испуга в процессе просмотра фильма. Согласитесь — уже одно это готовит вас к чему-то, как минимум, интересному. Затем, когда фильм идёт — в сценах, где герой чувствовал покалывание в спине — вы тоже чувствуете покалывание: в спинки кресел вшиты электрошокеры, пускающие, строго по команде, слабенький, но весьма ощутимый ток. Ну и напоследок, в какой-то момент, «Щекотун» попадает прямо в… ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. И вам объявляют, что единственный способ от «Щекотуна» спастись — кричать во всю глотку. И вы видите, как не успевшие вовремя закричать зрители (нанятые актёры) вскакивают с мест, с резиновыми «Щекотунами» на своих спинах…
—
—
Согласитесь, это попросту — гениально. Вот таким образом, Уильям Кастл превращал простой кинопросмотр в настоящее живое представление. Когда вы в последний раз смотрели кино, и замечали, как вокруг вас происходит ТАКОЕ? Спорим, вы даже и не предполагали, что кино можно показывать вот так?
—
—
А Уильям Кастл предполагал. Более того, он неоднократно эти самые «шоу» практиковал. То со спец очками, которые нужно одевать в «подходящий» момент, чтобы увидеть на экране призраков («13 приведений»), то с «летающими» над зрительным залом светящимися скелетами, в которых некоторые детишки стреляли из рогаток («Дом На Призрачном Холме») — у старика-Кастла была добрая сотня фокусов в рукаве. Это был уникальный творец, аналог которому найти непросто.
—
—
А что «Щекотун»? Ну, надо подметить, что фильм неплох. Во многом — благодаря очаровательному Винсенту Прайсу. Темп у картины немного медленный, но под конец — разгоняется не на шутку. Ну и плюс, технически, фильм местами выглядит весьма оригинально (особенно с КРАСНОЙ кровью в чёрно-белом кадре).
—
—
Увы, сам фильм не является «полным набором». Он лишь — ЧАСТЬ шоу, а потому, отдельно дома смотрится глуповато (особенно когда «Щекотун» «попадает в зрительный зал»). Смотреть советую, включив воображение, либо пригласив друга (а ещё лучше — племянника 13-ти лет), подготовив заранее в домашних условиях парочку трюков. К сожалению, в наши дни, серьёзный «Кастловский» показ нереален: прокат работает по-другому, да и нет ни у кого желания и денег пробовать выпускать кино со всеми этими спец.трюками… впрочем, возможно, ещё не всё потеряно: история часто повторяется. И, быть может, некий независимый кинематографист попытается воспроизвести данное представление… рано или поздно.
—
—
Ну а мы, пожалуй, оторвёмся от Голливуда — и отправимся в Британию…
—
—
но это будет — в следующий раз….
Видел документальный фильм о режиссёре (помимо кое-каких авторских картин), и там интересно рассказывалось о его необычном подходе к жанру с желанием делать из постановок настоящие аттракционы. Поэтому, в самом деле, Уильям Касл имеет полное право быть помнимым публикой, интересующейся хоррором.