Камертонами воющей мелодии служат вентилятор, лифт, сумрачные коридоры и лестницы, черная одежда монахини. И свет. Здесь зло не прячется, оно вольготно располагается в пустом кафе, чтобы насладиться тишиной и покоем. Зло отдыхает в церкви, наслаждаясь звуками хора. Тьма и свет, как две стороны медали, два пути, по которому душа неизбежно спускается к своему наказанию.
Мне было четырнадцать, когда попал на последний сеанс этой ленты в полупустом кинотеатре. Тьма, несмотря на ужас, представала привлекательной, пульсирующей, живой. Она и потом будет появляться, оборачиваться убежищем в переулках «Темного города» и залитых дождем небоскребах «Бегущего по лезвию». И свет, упругий и холодный, явит свои пейзажи в «Синем бархате» и «Ребенке Розмари», предупреждая, что солнце не страшно тем, чьи души питаются страданием.
Сюжет: детектива Энджела (Микки Рурк) нанимает некто Луи Сайфер (Роберт де Ниро), предлагая за солидный гонорар найти пропавшего человека, Джонни Фейворита. Он что-то должен господину Сайферу, утонченному бородачу с ногтями вампира, и не хочет это отдавать. Детектив Энджел не привык браться за такие дела, слишком хлопотно для него. Но дело обрастает трупами, причем, убийца тех, с кем встречается детектив, с каждым часом ближе.
Паркер – иностранец в Америке, и, подобно Вендерсу, он берет за основу размашистые ландшафты, дороги из ниоткуда в никуда. У Паркера линия океана — не обещание надежд у замороженного парка аттракционов, а обрыв в неизвестность. Церковь, в которой негры славят бога, оказывается гнездом религии вуду. Босоногая крестьянка становится жрицей. Очаровательная француженка – ведьмой. Энджела окружают оборотни, но его манит куш, и он отмахивается от знамений, видений и лихорадочных предупреждений.
Смеясь, он задает господину Сайферу вопрос: – Кто Вам рекомендовал меня? Потому что чаще всего люди смотрят в телефонный справочник, а там мое имя попадается одним из первых.
Нет, мистер детектив. Вас не рекомендовали. Вас очень долго искали, хоть Вы и спрятались так надежно.
Пока Энджел ищет Джонни, раскручивается клубок истории. Фейворит был певцом, посредственным, но что-то заработал. Все, кто знал его, не любят вспоминать довоенные годы. Джонни не был потрясающим парнем, так, мелкая дрянь. И Энджел, понимая, что Джонни где-то рядом, пытается бросить гиблое дело. Но чует нутром: в этой тайне есть что-то, касающееся его самого.
Стекает смолой по стенам черный джаз, заворачивается в спираль бег потрепанного сыщика (Рурку роль идет, как перчатка, спустя годы жутко смотреть вдвойне), падают фишками домино дни, с потолка льется кровь. Перед Энджелом раскрывает пасть ад. «Сердце ангела» – один из страшнейших фильмов в истории кино. Притворяясь вымученным нуаром, припорошенным болотистой охрой пыли, он бутоном хранит внутри себя клеймо тех, кто выбирает тьму, живучую, готовую проникать под кожу как в полумраке загибающихся от одиночества жизней, так и во время празднеств под восторженным небом.
Такой игры света и тени, как у Паркера в этом фильме, я больше нигде не встречал. Безусловно, «Сердце Ангела», это один из моих любимых фильмов. Де Ниро великолепен, а Микки Рурк, наверно, сыграл у этом фильме свою лучшую роль.
В хорошем смысле жуткий фильм, который не надоедает смотреть ни разу. И актёрская игра Де Ниро с Рурком великолепна.