Кто-то хитрый и большой наблюдает за тобой…
(из считалочки)
Громко заявив о себе всему миру, как о талантливом хоррормейкере и новом оригинальном мастере быстро завоевавшей признание критиков и зрителей предельно простой и дешевой, но сенсационно популярной лентой «Хэллоуин», Джон Карпентер фактически стал крестным отцом «слэшера» и получил право снимать все, что ему заблагорассудится. Однако новопризнанный маэстро вместо того, чтобы на волне бешеного успеха развернуть какой-нибудь грандиозный проект, берет «отпуск» от большого кино и снимает для телевидения две совершенно непохожие на его недавний прорыв ленты — музыкально-биографическую драму «Элвис» и камерный триллер «Кто-то наблюдает за мной», в котором отдает дань уважения духовному гуру всех режиссеров, снимающих в непростых жанрах психологического триллера и ужасов — Альфреду Хичкоку.
Хичкок здесь прет из всех щелей. Начиная от главной героини, находящейся в непростых отношениях с самой собой и оказавшейся на новом месте, до самого места действия и методично домогающегося до одинокой девушки маньяка, отслеживающего каждый ее шаг и играющего с ней в кошки-мышки. Тема паранойи, мании преследования — одна из сквозных в творчестве великого мастера, и Карпентер подхватил ее со знанием дела и очень точным следованием стилю Хичкока.
Несмотря на то, что действие разворачивается в пределах одной квартиры с нечастыми и недалекими перемещениями, состояние тревоги, беспокойства охватывает с первых кадров и не отпускает до предсказуемого, но от этого не менее волнующего финала. Карпентер блестяще выдерживает напряжение в атмосфере тотальной неизвестности, умело и без лишнего давления играет со зрительскими страхами, мастерски прививает чувство клаустрофобии и панического ужаса перед вещами совершенно обыденными. Так, к середине фильма телефонный звонок начинает дико раздражать и действительно вызывать неприятные ощущения, опасность, как начинает казаться, исходит абсолютно ото всех, волей-неволей, начинаешь подозревать людей, которые по всем законам логики подозреваться не должны и в конце вполне проникаешься чувствами героини, шарахающейся от каждого телефонного звонка и боящейся буквально своей тени. И, как и у Хичкока, ужасно злит поведение окружающих героиню людей, не верящих ни единому ее слову и абсолютная неспособность героини хоть что-то доказать, ведь маньяк кажется неуязвимым, вездесущим и всегда идущим на шаг впереди своей жертвы.
Непривычная для Карпентера абсолютная бескровность фильма только идет ему на пользу, ведь самый страх всегда не в конечном действии, а в его ожидании. И количество трупов здесь не зашкаливает, как в «Призраках Марса», зато единственное совершенное убийство действительно неожиданно и пугающе своей безосновательностью.
Типично хичкоковская героиня в крепком исполнении Лорен Хаттон (незабвенная вампирша-графиня из «Однажды укушенного») не убегает от таинственного преследователя, не верещит и не совершает откровенно идиотских поступков, как в слэшерах, которые пачками повалили на экраны после карпентеровской удачи, в ней женская слабость сочетается с силой, страх с выдержкой, а приближающееся сумасшествие с твердым желанием докопаться до истины. Ее феминистическая самостоятельность вызывает уважение и ей не хочется крикнуть, как героиням пресловутых слэшеров: «Ну, не лезь ты туда, дура!»
Зрелая сексуальность холодно-прекрасной Хаттон помогает ее сносной игре — за красивых женщин всегда тревожишься больше, особенно если они умеют расположить к себе не только внешностью. Еще одна красавица — роскошная брюнетка Эдриэнн Барбо, ставшая вскоре после выхода фильма женой режиссера и снявшаяся у него во многих фильмах, став одной из ярких жанровых звезд, — хорошо смотрится в роли веселой и непосредственной подружки главной героини. Но актеры вообще — не настолько важный элемент этой захватывающей телепьесы. В триллере главное атмосфера — и Карпентер показал себя знатоком классического хичкоковского стиля и фактически мастером на все руки, сняв грамотную и атмосферную картину, в которой к зрителю то и дело подкрадывается желание выглянуть в окно и пробежаться глазами по окнам соседних домов. Я не удержался и так и сделал, поставив фильм на паузу, правда, я был, наверное, единственным, кто занимался в этот вечер таким славным делом, уподобляясь маньяку из фильма.
На вопрос — стоит ли ее смотреть? — отвечу уклончиво: если вы любите старину Хичкока, то определенно стоит. Если хотите увидеть Карпентера целиком и полностью, а он отлично зарекомендовал себя во многих жанрах — тоже. Если хотите вывернуть себе кишки от страха, то этот фильм не доставит вам такого удовольствия. И если вы выбираете себе фильм для просмотра в ночь всех святых, то лучше, наверное, все-таки остановиться на «Хэллоуине» или «Тумане».
«Кто-то наблюдает за мной» — упрощенный Хичкок для тех, кто не любит черно-белое кино. Но как таковой фильм очень хорош.
8 из 10
Интересно. Карпентер обошёл Хичкока на поле саспенса в «Хэллоуина». Может, он и «Окну во двор» создал достойного конкурента.
Недавно посмотрел этот фильм. «Окну во двор» он не конкурент, но сам по себе фильм хороший.
Да уж до Хичкока допрыгнуть трудновато. Даже Карпентеру.
Даже не слышал о таком фильме Карпентера! Спасибо!
Вот и я, наконец, посмотрел. Перечитал рецензию — практически идеальный текст, всё точно проанализировано. Ну разве что касаемо «…Непривычная для Карпентера абсолютная бескровность фильма только идет ему на пользу…» — напомню, что как раз оригинальный «Хэллоуин» также был абсолютно бескровным. Но в целом Карпентер конечно всегда лил кровь в кадре, когда считал нужным.
Спасибо))
Про «Хэллоуин» — надо бы пересмотреть)) Упустил сию деталь как-то))
Да, эту франшизу невольно воспринимаешь по совокупности серий, в которых кровища хлещет водопадом, поэтому и кажется странным, что в оригинале крови не было вообще )
Пересмотрел оригинальный «Хэллоуин», все-таки немного крови там было, в первом убийстве и немного в финале, при легких ранениях главной героини. Но в остальном слэшер действительно бескровный, во всех остальных хоррор-сценах ее нет.
И при этом это шедевр, который хочется пересматривать. Такой фильм и слэшером называть неудобно. Еще шедевр «Когда звонит незнакомец», он еще раньше «Хэллоуина» вроде снят.