Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Королевство Ларса фон Триера — отзыв на мини-сериал «Королевство. Часть 1 и Часть 2» (Riget, 1994 & Riget II, 1997 г.)

 

На сей раз, я взялся и рискнул написать краткую (слава богу, что не длинную, иначе пришлось строчить страниц сотню, ведь фильм очень-очень многогранен и хорош) критическую статью на опус Великого и Ужасного господина Фон Триера. О Его Величестве можно говорить много и только заумное, приблизительно рассматривая его эстетику близкую к простой гениальности на грани сатиры на разномастные аспекты современного общества, в особенности его родины, однако и с оглядкой на Оскароносный «Догвилль» с западным «уколом зонтиком», где он никогда и не жил. Чтобы не затрагивать излишнее к выбранному фильму, но не лишнее к дару режиссёра, постараюсь ограничиться в рамках.

«Королевство» вышел на экраны в середине девяностых (продолжение в 97-ом) и ещё больше подкрепил и без того талант режиссёра на способность вылеплять многогранную мозаику из всевозможных жизненных перипетий и откровенных образов, в коих порой трудно не узнать соседей или же попросту себя самого. Упоминая Дрейера в своих редких речах на экранах Фон Триер и без того подтверждает его подход, ярко рисуемый всюду, куда бы ни взялся. Вот и в данном мини-сериале зрителю виден неизменный почерк мастера, однако чем восхитителен фильм лично мне – как поклоннику не только ужасов, но и разных вообще роскошных кинотворений, в большем числе европейских авторских работ – здесь найдётся немало изюминок из мистики и хоррора на привычном и любимом саркастичном ложе Фон Триера из Дании. Если встретившись однажды с каким-нибудь художественным фильмом сего режиссёра его просто невозможно оставить за гранью безразличия, то «Королевство» вообще на всю жизнь оставит в хорошем смысле шрам в восприятии человека. Так как тут режиссёр привычно открыт в любой подаче каждой сцены, критичен, стилен до ломоты в костях, показателен, оригинален и является настоящим сеятелем колкой сатиры на людские страсти.

Если говорить о его мистике, то в клаустрофобии белых стен госпиталя «Королевство» она настолько одновременно груба в правде и тайна в мелких стратегических проявлениях, что оторваться от экрана нет и малейшей силы. В этом сериале есть только одни плюсы, стелющиеся один на другой, в завершении подводящие к чувству дрожи нетерпения в ожидании следующей серии. Если Вам интересно сугубо моё воспоминание о первой встрече с выбранной историей, то вначале «Королевство» меня повергло в приятный шок своей документальной болезненно-правдоподобной «коричневой» атмосферой картинки в дрожащих руках оператора, после завоевало жуткой мистикой, зачаровало юмором и заставило (точно собаку Павлова истекаться слюной, предвкушающей вкусную трапезу) в низу живота проявляться судорогам трепета при начальной заставке с потёками крови, кои рушат надпись «Riget». А дальше я уже не смыслил себя на протяжении недели без твёрдо висевшей в мозгах табличке с напоминанием о выходных с любимым сумрачным таким, обличающим наружу все внутренности сериалом. Когда же закончилась первая часть, я буквально вскричал от ещё одной умело выстроенной ловушки с концовкой, после которой ты обязательно войдёшь в новую серию во что бы тебе это не стоило. Да, вся эта конвульсионная судорожность подачи не оставит равнодушным никого…

По своей традиции, после авторских воззрений – или же зачастую в середине – я описываю краткий сюжетный узел, но вот сейчас подобное воссоздать просто невозможно, ведь выбранный фильм айсберг с необъятным материалом, коей лучше воспринимать всеми органами зрительского наблюдения, следуя мудрому утверждению о семи попытках услышать и одной увидеть. Но, тем не менее, кое-что всё же будет преподнесено ниже.

…В главной нордической копенгагенской лечебнице «Королевство», в её больничных недрах, в её лабиринтах этажей и ходов находится уйма разномастных посетителей и людей из персонала. Все они заняты делом, порой не в полной мере связанным с веяньями клятвы Гиппократа. Здесь царит бюрократизм, надменность, гордость и ещё плеяда откровенных показателей характеров людей. В особенности они само ярко выражены в лице «блестящего» нейрохирурга Стига Хельмера (в исполнении выразительного натуралистичного частого актёра у Фон Триера – Эрнста-Хуго Ярегорда), который будет извечно живым мотором в каждой серии, то забавляя нас, то возмущая своей беспринципностью и желчью.

Помимо всего связанного в хитросплетенья человеческих межличностных и профессиональных отношений на месте «Королевства» некогда давно было что-то ужасное, эта земля всё ещё помнит былое злодеяние минувших дней. Посему неприкаянные души призраков не дремлют; они снуют то тут, то сям, вмешиваясь в дела живых. Их присутствие долго не может быть нагло отвергаемо персоналом и проходящими лечение, но работающим не нужна лишняя шумиха, а люди со стороны часто натыкаются на подножки в «белых халатах», порой даже кроваво гибнут в идеально чистых помещениях медучреждения.

И даже если б не визиты беспринципного демона-фантома воплоти – Ога Кругера (его знакомо мастерски холодно-зловеще играет небезызвестный в авторском независимом европейском кино и жанре ужасов – Удо Кир), ни его оплодотворение одной женщины-врача, ни его громадный ребёнок (опять, подаренный Удо Киром в виртуозном перевоплощении), ни иные проявление из другого параллельного мира, и даже тайный культ поклонения Злу, то всё равно спокойствию здесь не бывать. От всех стен и людей так и исходит что-то заразительное на неожиданные поступки, иногда по-настоящему подлые, порой смертельно опасные, иногда вызывающие смех…

Тем не менее, пожилая дама-пациентка решает вести собственное расследование на свой страх и риск…

Сюжета, как такового описывать смысла нет, иначе просмотр будет уже не так захватывающ, как когда каждая минута неожиданный сюрприз. В довершение отмечу, что если сугубо делить фильм на сегменты ужасов и отметая весь нешуточный ворох достоинств, то и даже в этом отдельном сегменте сплошные плюсы. Кипа сцен просто поражает чёткой откровенностью во всём. Вот Вам, например, несколько таких, чтобы не затронуть сюжет для не видевших, а попытаться (на самом деле невероятно трудно передать визуализацию и атмосферу словами) лишь оголить ситуативные моменты и их подачу.

Сцена с рождением ребёнка от демона Кругера завораживающе притягательна, при этом выводящая восхищение актёром, коего кричащая стоном голова младенца наглядно покидает утробу матери со всеми анатомическими показателями. Или же тёмнокожий лекарь, практикующий своеобразные методы лечения на старушонке с проснувшимся духом детектива, когда он голой рукой выскребает всё некачественное и больное из её организма, а после тут же… съедает. А ещё патологоанатом Бондо, который не сумел хитростью заполучить себе в трофеи особо огромную в болезни печень у пациента, надумывает пересадить себе раковый орган, дабы этот феномен остался при нём с подобной известностью. Так же вокруг больницы по ночным дорогам гоняет карета «скорой помощи» на бешенной опасной скорости, участвуя в нелегальных заездах, да и доктор, создающий чёрный рынок по медоборудованию тоже интересен…

Да вообще, весь фильм пронизан яркими моментами, и если многие его сравнивают с «Твин Пикс» Дэвида Линча, то не соглашусь, хотя и сам любил приведённый в пример сериал. Потому что «Королевство» гораздо крепче, сильнее, острее, весомее, нежели что другое. Здесь, что ни серия, то обязательная натяжка тетивы интереса у зрителя: поначалу плавная, а под конец будоражащая интригой. Если говорить о сарказме автора, то и он на высоте, как в постепенно открывающихся деталях с виду строгих высокопоставленных европейцах, так и в мизерных мелочах между делом в эпизодах. Например, в одной из серий, мельком брошенная шутливая фраза одному из персонажей (точнее нашему «шилу в одном месте» Стигу Хельмеру) о показательной здоровья организма по плавучести собственных экскрементов и его последующей маниакальной тяге к наблюдению за оными с постоянными ласкательно-восхваляющими названиями в виде «крейсеров» и так далее, а после «удар в лицо» с лёгким упоминанием об очевидной бредовости следованию теории – оставить без смеха не может. Или когда он летал за настоем для ритуала Вуду, чтобы на полном серьёзе превратить сослуживца в податливого зомби, но просто-напросто… отравил его, однако и в «недолгую» смерть.

Актёры высший шик: не играют, а живут. Причём для Дании они известны, я замечал многих в европейских фильмах, но для большинства зрителей все они незнакомы, посему ожидаемый эффект документалистики как нельзя высок, порой зашкаливает до потолка. Конечно кроме одного мирового – Удо Кира, который в «Королевство» не часто, но метко являет из себя наглядного выходца сосредоточия Зла, один раз даже откровенно прорастая кручёными рогами изо лба. Кстати, выше я уже упоминал о том факте, что он сразу же играет две роли. И вторая его роль младенца ничуть ни хуже первой, где он воплощает громадного уродца, но вместе с тем беззащитного и так обожающего свою заботливую родительницу. Тут Ларс Фон Триер сумел сконцентрировать мистику с реальностью, снабдив зрителей фактами (насколько они правдивы, не берусь судить), что, дескать, такой великан изредка нет-нет, да и может прородиться у кого-нибудь нормального, вроде ничего особенного – просто статистика. Затрагивая актёров и подходы, то в наивысшем симбиозе, ставшем традицией завершать пророческими сплетнями каждую концовку серии, самым выигрышным становится пара с болезнью Дауна; они всё время беседуют о таинственном Зле, навевая немало жути ещё больше.

Не могу смолчать и об извечной манере Запада переделывать всё чужое, где-то увиденное и услышанное, в основном удачное. Так вот они не остановились снять собственный ремейк, окрестив его «Королевский госпиталь». Даже Стивена Кинга пригласили для работы. Однако, как, должно быть, Вы догадываетесь, западный вариант поистине тошнотворен, и если оригинал может вызвать что-то подобное с позывами желудка, то не от безвкусия и скукотищи дистиллированного клишейного (нет, до клона ему далеко, как землянам пешком до туманности Андромеды) продукта, отдалённо напоминающего шедевр – а от самой, что ни наесть правдоподобности открытия чего-то непривычного восприятию, разуму, стимулируемых участков мозга, того, что западёт в память впоследствии, а во время трансляции будет приковывать интересом, топя в недрах больницы «Королевство».

 

Список серий «Королевство»:

Эпизод 1 «Den hvide flok» («Хозяин из преисподней»)

Эпизод 2 «Alliancen kalder» («Загробный мир»)

Эпизод 3 «Et fremmed legeme» («Чужое тело»)

Эпизод 4 «De levende døde» («Живой мертвец»)

 

Список серий «Королевство 2»:

Эпизод 5 «Mors in Tabula» («Смерть на доске»)

Эпизод 6 «Trækfuglene» («Перелетные птицы»)

Эпизод 7 «Gargantua» («Гаргантюа»)

Эпизод 8 «Pandæmonium» («Обитель дьявола»)

 

PS: К прискорбному сожалению, хоть Ларс Фон Триер и написал сценарий к третей части, множество актёров уже почили, в том числе и Эрнст-Хуго Ярегорд, посему туманное окончание с множеством вопросов без ответов из последней серии вряд ли будет продолжено.

 

Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.

 

Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Королевство Ларса фон Триера — отзыв на мини-сериал «Королевство. Часть 1 и Часть 2» (Riget, 1994 & Riget II, 1997 г.)

  • Спасибо большое, мне было очень интересно прочесть об оригинальном «Королевстве». Я смотрел американский ремейк — сериал «Королевский госпиталь» (Kingdom Hospital) (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/104124/ ), автором сценария которого является сам маэстро Стивен Кинг (он, кстати, даже снялся в небольшой роли в нем). Идея сделать такой ремейк пришла в голову именно Кингу, когда он случайно посмотрел кассету с фильмом фон Триера во время съемок своей версии «Сияния» в 1997 году. Было бы интересно послушать мнение человека, который видел и оригинал, и ремейк. В варианте Кинга довольно смелое начало — по сути, Кинг дотошно экранизировал драматичный момент собственной жизни: 19 июня 1999 года его сбил грузовик. С героем сериала происходит то же самое, с теми же подробностями. Герой оказывается в госпитале, где ему начинает видеться маленькая девочка (играет ее, как я уже смею полагать, любимица КЛУБ-КРИКа Джодель Ферланд). Увы, далее первого сезона дело не пошло — рейтинг сериала быстро скатился вниз (сам Кинг винит в этом телеканал, который несколько раз менял время показа очередной серии, и… зрителей, которые, по его мнению, не захотели «напрягаться», следя за сюжетом).

    • MidnightMan

      Честно говоря, из-за Кинга я и заставлял себя смотреть американскую версию, однако от скуки сорвался в середине и не досмотрел. Она не то чтобы очень уж катастрофически плоха (глянуть вообще можно, тем более если не знаешь куда там уведёт сюжет дальше), но по моему мнению крайне далека от оригинала, и волей или неволей идёт постоянное сравнение не в пользу второй истории о больнице «Королевство», это и губит просмотр. Если б это был самобытный фильм без воспоминаний о европейском родоначальнике я не был бы стол критичен. Да ещё переделывать любое творчество Триера – вообще задумка явно провальная (может и достаточно смелая). Кстати, вот Кинг писатель хороший, он даже о своём несчастном случае с грузовиком увлекательно пишет («Как писать книги»)!

Добавить комментарий

  

  

50 − = 48