Впервые широко представленный публике и критикам на прошлогодней Венецианской Мостре в рамках не основного конкурса, а одной из спецпрограмм фестиваля, полнометражный режиссерский дебют известного гонконгского актера Джуно Мака, фильм «Трупное окоченение» 2013 года на выходе представляет из себя отнюдь не типическую и клишированную азиатскую страшилку, а изысканную по режиссуре, мощную по содержанию и художественному наполнению оду и квинтэссенцию гонконгской ветки развития жанра ужасов, отличающейся от прочих азиатских кинокошмаров не только насыщенной философией, но и большим градусом макабра и напряжения, специфическим вниманием к избыточности и аберрантности, породившей гонконгскую разновидность шокеров, злым и воистину зловещим черным юмором.
Впрочем, в отличии от прочих гонконгских образцов экстремального кино, в которым обычным делом были доминирование и полное подавление всякого внятного смысла в угоду бессовестному эпатажу и нарочитой претенциозной изощренности, а мораль, если и присутствовала, то токмо для галочки и была слишком простой и прозрачной, «Rigor mortis», успешно гарантирующий зрителю как хладный rigor, так и вкусный натуралистичный mortis, более сложен и сплошь состоит из подтекстов, контекстов, и прочих «текстов», представляя по сути изобретательный постмодернистский ребус, визуально совершенное, доведенное до эстетизма творение, искусно вплетенное в общекультурное кинематографически-интертекстуальное пространство, эдакий витиеватый по стилистике, впечатляющий по атмосферной составляющей и пронизанный философскими размышлениями арт-перформанс в жанре ужасов, в котором форма стала намного важнее содержания, ибо сюжет картины не отличается чем-то нетривиальным, но решен он композиционно очень броско и ярко, хотя не только постмодернизмом единым богат фильм.
Герметичный по месту действия, фильм Джуно Мака есть эффектным сочетанием сюрреализма, авангардизма, неоготики и традиционалистских философских воззрений. И все смешалось в этой ленте: кони, люди, зомби, вампиры, маньяки, длинноволосые девочки-призраки, размноженные надвое и перекочевавшие из кайданов, «Сияние» Кубрика и грайндхаусные картины третьей категории от Тун Фэй Моу, Хермана Яу, Нгай Кай Лама и остальных, Восток, который всегда дело тонкое, и Запад, в котором всегда лучше попроще да получше, чем поизвращеннее и позабористей. Но от такой чрезвычайной эклектики не возникает ощущения сумбура и несдержанности, ибо, также удачно вплетая в картину мотивы Керна, Линча и Тераямы, которые без особых усилий дешифруются в «Трупном окоченении», Джуно Мак снял удивительно сбалансированный и жуткий фильм, подчиненный логике кошмарного и бесконечного сна.
Как и главный герой, зритель попадает по воле режиссера в иной, потусторонний и невообразимо чудовищный мир, в котором реальность и вымысел поменялись местами, и окончательно сбили все существующие моральные и психологические координаты. Герой мечется от одного жесточайшего сновидения к другому, вихрь насилия и мистических ужасов все больше им овладевает, его подсознание превращается в нечто аморфное и антропоморфное. И пробуждение, которое обязательно, рано или поздно, все равно будет от этого сна наяву, рождающего чудовищ с немыслимой скоростью, но только полноценно живым, психически здоровым, физически целым и невредимым ни герой картины, ни зритель вместе с ним, захваченный волной силлогичного сюрреализма, не вернутся. Джуно Маку удалось создать картину о сути человеческого страха, о природе снов и переплетении в паутину Шелобы реального и надреального. В конце концов, если вся жизнь — это театр (ну, или кино, кому как нравится), то не всегда это должна быть мелодрама, драма или комедия. По Джуно Маку выходит, что в миг экстремальных событий, становящихся многотрудными испытаниями для психики человека, его бытие превращается в кошмарный фильм ужасов. Главное, чтобы не бэмувишной категории. А у всех хорроров, как известно, предсказуемый и печальный финал. К сожалению, герой «Трупного окоченения» это забыл и во сто крат расплатился за свое незнание и наивность. Впрочем, как всегда.
Добавить комментарий