Австралия никогда особенно громко не шумела на жанровых просторах фильмов ужасов и преимущественное большинство по-настоящему широко известных австралийских хорроров относится к картинам Эндрю Трауки, Грега Маклина, Колина Эгглстона и ранних Саймона Уинсера и Стивена Хопкинса, причем главенствующими поджанрами в истории австралийского жанра ужасов являлись и являются и по сей день или зоохорроры, или сурвайвл-хорроры с элементами torture porn и слэшеров, как, к примеру, «Волчья яма» или «Штормовое предупреждение» и «Опасная природа» Джейми Блэнкса.
Однако в 2012 году австралийский хоррор пополнился тремя высококачественными картинами, снятыми в непривычных для этого континента жанрах, а именно изощренным сатирическим корпоративным сплэттером «Корпорация Редда», комедийным порнопыточным ужасом «100 кровавых акров» и лентой режиссера-дебютанта Джастина Дикса, одного из творческих соратников Джейми Блэнкса, носящей чрезвычайно лаконичное название «Подвал».
Данный фильм приблизительно первые полчаса кажется не более чем второсортной калькой с культовой «Обители зла» Пола Андерсона, с буквальной точностью воспроизводя основные элементы сюжетной фабулы андерсоновского творения. Но в дальнейшем и вплоть до самого финала Джастин Дикс совершает в фильме сильнейший жанровый разворот на 180 градусов и тех, кто ждал с нетерпением и явным раздражением появления кровожадных гнилых зомби, уготован самый, пожалуй, огромный сюрприз данного фильма, представляющего из себя искусно сотканное полотно из качественного кровавого экшена, фантастического фильма ужасов и триллера.
Раскрывать все секреты фильма, конечно же, не стоит, однако исключительный факт неожиданности и умелое владение режиссером художественных особенностей и атрибутики хоррор-жанра делают «Подвал» одним из самых впечатляющих открытий в своем жанре. Причем как с точки зрения нарратива, так и с точки зрения атмосферы фильм практически безупречен и на фоне остальных творений австралийского кинематографа ужасов «Подвал» смотрится свежим и весьма интересным проектом, в котором наличествует как качественная режиссура с сочной операторской работой Саймона Озолиньша, так и продуманная сюжетная интрига и масса харизматичных персонажей в придачу.
Актерский костяк фильма, безусловно, мало что скажет большинству из зрителей, ведь в основном в главных ролях в этой картине заняты или телеактеры, или вовсе дебютанты, для которых «Подвал» стал первым ощутимым прорывом в мир кинематографа. Но, в первую очередь, хочется отметить актрису Эмбер Клейтон и ее героиню Еву, являющейся ключевым персонажем всей интриги картины. Актриса с заданной ролью справилась просто отлично, создав весьма интересную героиню с неоднозначным характером. Удовлетворительный уровень актерской игры продемонстрировали в фильме также Пета Сержант, Дитч Дэвей и Николас Белл, хотя преимущественно все мужские персонажи ленты несут в себе явственный отпечаток шаблонной архетипичности.
Итак, «Подвал» — это весьма интересный и неожиданный по многим своим параметрам фантастический фильм ужасов от режиссера-дебютанта Джастина Дикса родом из далекой Австралии. Не без определенных недостатков, которые, впрочем, простительны, с качественным режиссерским и сценарным наполнением и динамичным стильным саундтреком от Джейми Блэнкса, данный фильм явно придется по вкусу искателям хороших и недооцененных хорроров. Динамичное, кровавое и яркое зрелище, которое не должно разочаровать ни в коем случае.
Посмотрел, двойственное впечатление…С одной стороны действительно есть оригинальная идея и неожиданные сюжетные повороты, но с другой в процессе просмотра так и не ушло ощущение, что это дешевый клон «Обители зла», пусть и кардинально переиначенной.