В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013″, КЛУБ-КРИК продолжает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм — «Реаниматор», режиссером и сценаристом которого стал Стюарт Гордон, а продюсером — Брайан Юзна.
Этот замечательный мистер Вест…
Легендарный шедевр тандема Гордон — Юзна представляет собой невероятную смесь драмы и чёрного юмора сдобренного массой квазиэпизодов. При всей жанровости в фильме доведено до ума сразу несколько социально — философских пластов, причём стремление победить, с помощью науки, смерть жизнью, отсылающий к Мэри Шелли — не главный. Более того, он весьма иронично интерпретирован.
Герберт Вест не задумывается над вопросом, что лучше: «мёртвая жизнь» или «живая смерть». Он человек науки, для которого нет моральных императивов в достижении поставленной цели. Но Вест — не хладнокровный убийца и даже не мизантроп. Он — лучший и самый симпатичный персонаж оттеняющий волевыми решениями положительного, но мягкотелого Кейна с его воздушной подружкой Мег. А наличие такого психопатического бездарного учёного, как Хилл в роли антагониста ещё более располагает к внеморальным действиям Веста: бунтарский талант молодости против конформистской ретроградной науки, за благочестием и репутацией которой скрываются дикая жестокость и страстишки к молоденькой девчушке. Узнав о влечении Хилла…даже после смерти, Вест истерично смеётся. Да, он тоже жесток и убить человека для него не дилемма, но он не убивает просто так и не подчиняет науку дешёвым идеям о господстве над миром или завоеванию сердца (в буквальном смысле) любимой девушки. В конфликте трёх типов научных мировоззрений: гуманистической (Кейн), меркантильной (Хилл) и фанатичной (Вест), победа остаётся за последней.
Ещё одна ирония над английской «франкенштейновской» классикой проявляется в самом методе реанимации: после укола живёт только мозг и человек обретает чистейшую подсознательную форму, которая ведёт его к агрессии. В таком контексте бешеное поведение реанимированных — не только дань жанру, но и авторский философский посыл: мол, вот что такое на самом деле человек — самый обыкновенный маньяк. Показательно и то, что из всех воскрешённых только Хилл действует рассудочно и без амнезии. Ведь он не латентный маньяк, таящий свои комплексы и желания. Напротив, он вполне их осознавал при жизни и продолжил претворять и после смерти.
Даже чисто формальный сюжетный виток, связанный с нежеланием консервативного отца Мег отдавать дочь замуж за неугодного Кейна, режиссёр превращает в фарсовый лейтмотив о пагубности пуританского воспитания. Стюарт Гордон, достаточно, вольно обошёлся с лавкрафтовским первоисточником, но он застолбил почётное место Герберту Весту в кинопантеоне самых неоднозначных персонажей в зрительском кинематографе.
10 из 10
Добавить комментарий