Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Мир, в котором правит Зверь — эксклюзивный отзыв на мистический триллер «Темные воды» (Dark Waters, 1993)

 

Эксклюзивный отзыв на мистический триллер «Темные воды» (Dark Waters, Россия, Италия, Великобритания, 1993) только для сайта КЛУБ-КРИК.

История создания фильма «Темные воды» сама по себе может стать основой для добротного конспирологического детектива в духе Дэна Брауна. Хотя, нет… Скорее мистического триллера в стиле Говарда Лавкрафта. То есть, в том самом стиле, в котором и снята картина мало кому известного до выхода «Dark Waters» итальянца Мариано Байно. Впрочем, после того, как фильм увидел свет, известности у его автора не прибавилось. Более того, известности не прибавилось и у самой ленты, несмотря на то, что она была отмечена на нескольких жанровых фестивалях. И только спустя десять с лишним лет, благодаря DVD-релизу, картина приобрела культовый статус среди поклонников хоррора. И те смогли, наконец, по достоинству оценить завораживающе-мрачную атмосферу, с первых кадров охватывающую зрителя и не отпускающую его из инфернальных глубин до самого финала. Который способен окончательно утопить излишне впечатлительную душу в чернильно-черном океане Ктулху.

Но пока еще маслянистые воды не полностью сошлись над головой несчастного, надо успеть вспомнить, что создать свой фильм два друга (Байно и автор сценария Энди Барк) смогли благодаря помощи русского бизнесмена Виктора Зуева. Тот, видимо, решил, что снять фильм ужасов в бурлящей революционными событиями начала 90-х стране – самая подходящая идея, и привез всю честную компанию в стремительно разваливающийся Советский Союз. В результате «Темные воды» стал первым классическим хоррором (экранизации Гоголя и А.К. Толстого все-таки считать не будем), снятым в стране, когда-то называвшейся СССР, а поскольку в создании фильма не участвовали никакие иностранные компании, то называть его даже совместным проектом было бы неправильно. И пусть его идея принадлежала англичанину и итальянцу, но реализация была на 100% российской. Или точнее, советской, поскольку разъединиться бывшие республики тогда еще толком не успели, и территория Украины (точнее, Крыма), где проходили съемки, еще воспринималась общественным сознанием как часть общего целого.

А вот о том, какое впечатление постсоветская действительность оказала на иностранную часть съемочной группы, можно только догадываться. Вполне возможно даже, что весьма помогла в создании выморочного мира, в котором существуют персонажи «Темных вод». Мира, в котором все перевернуто вверх ногами, как христианский крест в сатанинском обряде. Мира, где тени кажутся более живыми, чем их носители. Мира, где служат Злу, а Добро отсутствует как понятие. Мира, в котором лавкрафтовский Иннсмут покажется оплотом Света и Справедливости. Именно в такой мир попадает героиня картины, решившая разобраться с семейным бюджетом и проверить, какого такого Дьявола ее отец долгие годы переводил деньги монастырю в забытой Богом стране, что там делала когда-то ее мать и куда пропала подруга, отправившаяся в те края чуть раньше.

Само собой, все эти «ж-ж-ж» были неспроста. Да, что там – сюжет для фильмов ужасов выглядит достаточно тривиально: труднодоступный остров с древним монастырем, в котором исчезают люди; тайный культ, сохранившийся с незапамятных времен; загадочное происхождение протагониста, связанное с этим культом… Со времен все того же Лавкрафта подобный набор выглядит вполне джентльменским для создателей оккультно-мистических триллеров. Но далеко не всем из них удается столь достоверно и до жути реалистично нарисовать картину мира, где властвует Дьявол. Байно, при всей фантастичности рассказанной истории, это удалось.

Неспешный темп повествования, минимум событий в кадре, медленно сгущающаяся атмосфера в других обстоятельствах могли бы сделать фильм скучным, но Байно даже непрофессионализм исполнительницы главной роли Луизы Салтер играет на руку. Она выглядит настолько чуждо и растерянно в этом монастыре, на этом острове, в этой стране, что с первых же мизансцен воспринимается агнцем, обреченным на заклание. А большего от актрисы и не требовалось. Зато требовалось от великой русской актрисы Марии Капнист, которая считанными эпизодами сумела нарисовать образ настолько же зловещий, насколько и жертвенный. Ее Настоятельница, не просто посвятила свою жизнь служению Зверю. Она отдала этому служению все свое Я без остатка, не получая взамен ничего, кроме эфемерной власти на крохотном участке суши. Впрочем, эфемерна эта власть только для Вечности, а для тех, кто находится рядом со старой монахиней, эта власть столь же реальна, сколь и сверхъестественна. А оттого ее носительница нагоняет жуть одним своим присутствием: не только и не столько на несчастную Элизабет, сколько на находящегося в уюте и безопасности зрителя.

Капнист, конечно, оказалась огромной удачей для Мариано Байно. Ведь других актеров, сопоставимых с ней по мастерству, опыту и харизме у него не было. Впрочем, как знать, будь на месте исполнительницы главной роли актриса с более звездным статусом, фильм мог больше потерять, нежели приобрести. А так, сосредоточившись на создании атмосферы опустошения, мрака, отчаяния и скрежета зубовного, позаимствованной (пусть!) у Лавкрафта, режиссер добился успеха, создав один из самых запоминающихся инфернальных миров. Его при всем желании не назовешь ярким, ну так Байно и не «Хеллбоя» снимал. В его Аду не до ярких красок – тут все серьезно. Как серьезно было в стране, в которой фильм создавался. Может быть, поэтому он невольно стал иллюстрацией к событиям, происходившим в ней в те годы.

Страница фильма «Темные воды» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Мир, в котором правит Зверь — эксклюзивный отзыв на мистический триллер «Темные воды» (Dark Waters, 1993)

  • Действительно очень сильно сыграла Мария Капнист. И у неё фактура как раз для таких ролей. Она одним своим появлением на экране заставляет вжиматься в кресло. И фильм, безусловно, заслуживает звания настоящего российского фильма ужасов. Без жанровых и сценарных натяжек.

  • plachy@list.ru

    Кровь

Добавить комментарий

  

  

95 − 93 =