Кто-то из постояльцев предается самым странным видам отдыха, кто-то живет тут, а некоторые просто дожидаются смерти, которая должна положить конец их страданиям. Дело в том, что Земля это своего рода тюрьма, куда навсегда ссылают инопланетян со всей Галактики. Пришельцы не могут вернуться назад (те НЛО, что мы наблюдаем, это не визиты гостей по разуму, а наоборот, отчаянные попытки ссыльных вернуться домой), а земная экология крайне вредно влияет на их организмы, отчего они быстро умирают.
Открытие не только смущает, но и наоборот радует Грейс — ведь она сама инопланетянка, которая ненавидит пребывание на Земле и, как и все, хочет выбраться с нашей планеты.
Поговорив с некоторыми из постояльцев “Corridor”, она узнает про некоего Джона Таигу — пришельца, который по слухам строил корабль для побега с Земли, но потом куда-то исчез. В поисках Таиги также участвуют Фрогман и владелец “Corridor” по имени Слоан, которому чтобы не умереть приходится поедать людей и неосторожных гостей своего заведения (а в конце вообще выясняется что его оболочка состояла из целой расы крошечных существ, соединенных в единое тело).
Интересная концепция, скажете вы, и будете вероятно правы. Но концепция концепцией, а сам сценарий производит крайне странное впечатление. Клэр Ното писала свою работу вдохновляясь стилем “Новой волны” , намеренно пренебрегая общепринятыми cценарными нормами. Тут крайне условная трехактовая структура. Многие сцены ведут в никуда, персонажи возникают, совершают странные поступки, проговаривают свои странные диалоги, затем исчезают. Вторая половина текста воспринимается крайне тяжело, и в сценарии как таковой нет концовки — ведь как говорила сама Ното, путешествие героини для нее было важнее финальной цели.
Но вот чего в сценарии Ното навалом – так это странных эротических сцена. Люди занимаются сексом с пришельцами, и попадают в кокон. Гуманоидный пришелец своего рода насилует червеобразного пришельца. Нечто бесформенное с помощью щупалец облапывает главную героиню, и ей приходится это терпеть. Это очень странные образы, и их наличие делает практически невозможным классифицировать скрипт с жанровой точки зрения. На западных сайтах ее обычно записывают к неонуару, но с таким же успехом ее можно отнести и к ксеноэротике и к фантастическому хоррору.
Сама Ното гордо сравнивала свою работу с банкой червей, и это вероятно лучший эпитет, который можно применить к ее сценарию – это набор каких-то самостоятельных фрагментов, каждый из которых живет своей жизнью, но которые объединены в один сценарий.
Будь этот скрипт написан сейчас, то крайне маловероятно что ему повезло быть хотя бы прочитанным до середины – ибо, повторюсь, автор плевала на все принятые сценарные стандарты. Но 30 лет назад продюсеры немного по другому относились к таким необычным работам. Сценарием крайне заинтересовалась студия Юниверсал, которая купила работу и запустила проект в производство. Рене Миссел занялась переписыванием сценария, а режиссурой планировал заняться Брайан Гибсон. Пока проходил пре-продакшн, студия наняла легендарного Г.Р. Гигерадля разработки облика пришельцев и интерьеров инопланетного “клуба”. Часть из его работ дошли до нас.
Но как это часто бывает, переписывания продолжались и продолжались, а проект так и не сдвигался с мертвой точки. Особо усугубляло ситуацию, что Ното и Миссел на дух не переносили друг друга, из-за чего первой пришлось покинуть проект. Не помогло даже привлечение в качестве сценарного доктора Дэна О`Бэннона. В общем, через некоторое время Юниверсал решила прекратить производство и права на сценарий вернулись к Ното.
Но на этом история не заканчивается – после неудачи с Юниверсал, Ното попыталась заинтересовать своей работой компанию United artists, но получила отказ. А вот со стороны Фрэнсиса Форда Копполы пришел положительный ответ. Дело в том, что после успеха “Крестного отца” и “Апокалипсиса сегодня”, Коппола затеял грандиозный эксперимент. Он вложил все свои средства в Zoetrope Studio, которая по планам должна была стать студией, где бы собирались лучшие режиссеры со всего мира, снимающие свое независимое кино без каких-либо ограничений.
Режиссер Фрэнк Роддэм очень полюбил сценарий Ното и собрал небольшую команду энтузиастов, которая начали заниматься разработкой картины. Но вскоре все планы о фильме ушли на дно вместе с мечтами Копполы о независимой студии. Дело в том, что Коппола решил заняться съемками мюзикла “От всего сердца”. Упрямство режиссера, отказывающегося от использования натуры и настаивающего на строительстве новых полноразмерных декораций для каждой сцены привело к тому, что бюджет ленты вырос с 2 до 25 миллионов долларов. Коппола вложил туда все до последнего цента средства – и в результате ни один из других проектов студии, включая “Туриста”, не получил ни доллара финансирования.
Клэр Ното
Когда же уставшая ждать Ното решила поискать другую студию (в частности, она обратилась к Дино Де Лаурентису), остро нуждающийся в деньгах Коппола начал требовать с нее неустойку. Все стало еще хуже, когда представители Юниверсал внезапно объявили о том, что снова испытывают интерес к проекту, а благодаря прописанному в контракте пункту, в таком случае права на сценарий должны были вернуться к ним.
Фрэнк Роддэм категорически не хотел отдавать фильм в чужие руки, и делал все, чтобы этого не допустить. По известной легенде, случайно летевшие одним рейсом Роддэм и Брайан Гибсон так сильно поспорили насчет того, кому должен достаться фильм, что устроили драку прямо во время полета.
В 1982 году “От всего сердца” вышел в прокат, и собрал умопомрачительные 636 тысяч долларов. Коппола объявил себя банкротом, и следующие 15 лет снимал фильмы в основном для того, чтобы вернуть долги . Этот чудовищный провал традиционно считается концом Нового Голливуда – практика студийного финансирования авторского кино сошла на нет, а продюсеры ограничили контроль режиссеров над снимаемыми фильмами и сделали своей приоритетной целью производство массовых развлекательных лент, по образцу блокбастеров Лукаса и Спилберга.
Что же касается “Туриста”, то после всех перипетий сценарий все же вернулся на Юниверсал , и после очередной безрезультатной попытки запустить его в производство, был положен на полку. Через пару лет им заинтересовался Джоэл Сильвер, но и ему не удалось сдвинуть эту махину с места.
В общем-то, такой исход был закономерен – за время пре-продакшна, обстановка в киноиндустрии радикально изменилась. От фильмов теперь требовалась быть как можно более зрелищными и как можно более массовыми, а сценарий Ното, при всей интересности общей концепции, был антикинематографичным и слишком арт-хаусным. Немалую роль в крахе проекта сыграл и конфликт между сценаристами.
На мой взгляд, если бы фильм вышел в задуманном виде, то он бы не был популярен, и не собрал бы каких-то денег — но вероятно, оставил бы свой след в истории кино и имел бы определенную фан-базу, считающую его культовым. А так, история этого проекта, появившегося на стыке двух кинематографических эпох, может служить неплохим примером того, как изменился Голливуд и правила игры в нем за последние 30 лет.
Дизайн инопланетян нетривиальный (дедушке Фрейду тут работы о-го-го 🙂 ), что могло бы сделать этот фильм, в самом деле, культовым и запоминающимся.