Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Закон поломанных судеб — отзыв на фильм «Куколка» (1989 г.)

 

В 80-х фильмов о школе и проблемах советской молодежи снималось на удивление много. Возможно, предчувствуя скорую смерть уже агонизирующего СССР, творческая интеллигенция спешила запечатлеть образ тех, кому предстояло жить в дальнейшем, старалась обнажить проблемы и приоткрыть мир подростков, которые делались все более и более непохожими на своих родителей, отдаляясь все дальше и дальше от «заветов отцов и дедов». Многие из снятых фильмов имели под собой оригинальную литературную основу и сейчас, благодаря таким лентам как «Чучело», «Вам и не снилось», «Дорогая Елена Сергеевна», «Авария — дочь мента», «Маленькая Вера» те, кто вырос в 90-е, могут в полной мере увидеть и ощутить, чем жило и дышало то поколение. На волне общественного подъема, перестройки, гласности и всеобщей демократизации мэтры и молодые, талантливые кинематографисты говорили о разных, но непременно важных вещах: о совести и подлости, первой любви и «влиянии тлетворного Запада», проблемах взросления и попытках противостоять, доживающей последние дни, системе, о том, чему и как учит школа.

Фильм Исаака Фридберга «Куколка» — это один из последних бриллиантов советского «школьного» кино. Снятый по мотивам рассказа Игоря Агеева «Неспортивная история», он оставляет неизгладимое впечатление даже сейчас, спустя столько лет со дня выхода на экран. Строго говоря, речь в фильме идет не только о жизни отдельно взятого класса. Эта история слегка приоткрывает и показывает закулисье советской гимнастической школы, которая в то время, все же, считалась элитарной и во многом закрытой. Жизнь 16-летней Тани Серебряковой, мастера спорта и экс-чемпионки мира по художественной гимнастике, рушится в одночасье. Столько лет посвятив гимнастике, отдав ей все силы и энергию, она зарабатывает неизлечимую травму спины и вынуждена завершить карьеру, спустившись со спортивного Олимпа прямиком в однокомнатную квартиру своей матери. В этой «новой жизни», с которой Таня категорически не хочет мириться, ее ждет обычная средняя школа и «среднестатистический» 9 «Б».

Фильм Фридберга, в свое время, вызвал массу споров и дискуссий. Одни обвиняли его в поклепе на «советскую молодежь, школу и спорт»… Другие наоборот одобряли, а некоторые «продвинутые» учителя, как это было и с выдающимся «Чучелом» Ролана Быкова, водили на «Куколку» классы. Поднимая в своем фильме острые проблемы, не желая обходить углы режиссер говорит нам о все том же потерянном поколении 80-х, об одиночестве личности среди серой массы, об уравниловке на всех уровнях социальной жизни общества. В глазах хрупкой Светы Засыпкиной столько зрелости, взрослости, что невольно начинаешь воспринимать ее не как 16-летнюю девушку, а как умудренную жизнью женщину. Что, в принципе, не далеко от истины. Играть Светлане ничего и не пришлось… Она сама в реальной жизни пережила травму спины и, практически, отобразила в «Куколке» саму себя. «Куколка» — это и история о первой любви. Любви пронзительной, тайной, только-только набирающей силу. На фоне серости и посредственности эта любовь выглядит неестественной, ведь привыкшая к «спартанскому режиму» Серебрякова просто-напросто не знает, как правильно ее выразить. Она робко прячет ее за своим несомненным авторитетом, диковинной зарубежной аппаратурой (настоящим чудом для того времени), пропитанными потом и кровью медалями, железным характером и мечтой вернуться в большой спорт.

Так или иначе, роль Учителя всегда играла важную роль в такого рода фильмах. В одних лентах это был резко отрицательный образ, в других положительный. Учитель — это символ системы, ее страж и раб. Но в «Куколке», классрук невероятным образом занимает одно из центральных мест, становясь не столько антагонистом, сколько сочувствующей и сострадающей женщиной. Конечно, работа Ирины Метлицкой бесподобна. Тонкая, искренняя, чувственная, интеллигентная Елена Михайловна, как будто некий символ веры во все светлое и нравственное… Но что может сделать 27-летняя учительница со всем этим хаосом, с Серебряковой, с этим немыслимым любовным треугольником, с рушащейся на части нормой жизни. Слово «учитель» начинает терять свой истинный смысл, «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми становятся для класса намного интереснее, чем день рождение безумно одинокой Елены Михайловны. Наверное, в лучшем фильме о школе «Доживем до понедельника», великий Вячеслав Тихонов мог одним, тихо сказанным словом приковать к себе внимание всего класса, одним жестом заставить умолкнуть своих подопечных. Но то был 68-й год, а тут… Исповедь перед своим классом — это невероятный по силе момент. Видя его невозможно остаться равнодушным. В нем все: горечь и боль, тоска по идеалам, страдание уязвленной и оскорблённой женщины, бессилие Учителя. Как жаль, что Ирина Метлицкая так рано ушла из жизни, оставив, тем не менее, яркий след в театре и на белом полотне киноэкрана…

Вслед за «скорой», увозящей парализованную Таню Серебрякову, будет бежать, что есть силы, Панов. Тот, ради кого и ломала это «стадо» и саму себя Таня. Тот единственный, кто остался равнодушным к первому чувству «выброшенной за борт» гимнастки. Поняв для самого себя что-то очень важное, Панов все же посмотрит в глаза Тани именно так, как она об этом мечтала.

То поколение и та школа (а у всех она, все же, была разная) остались в прошлом столетии. На смену кедам и синей неудобной школьной форме, «курилкам» и «не имеете права», маршу по рекреации в противогазах, модным «хайерам», «джинсе» и комсоргам пришло поколение другое — «племя молодое, незнакомое»… Очень хочется, чтобы и их понимало общество, пристально всматривалось в их проблемы, надежды, желания… Чтобы не только Валерия Гай Германика снимала о них фильмы, а девизом, несмотря ни на что, все же, осталась вечная фраза из шедевра Станислава Ростоцкого — «Счастье — это когда тебя понимают…»

10 из 10

Страница фильма «Куколка» в КЛУБ-КРИКе 

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Закон поломанных судеб — отзыв на фильм «Куколка» (1989 г.)

  • MidnightMan

    Что интересно, так все перечисленные сопутствующие фильмы видел, а вот этот вовсе не знал 🙂

    • Очень советую тебе его, Рома. Великолепная роль Метлицкой, одна из лучших, на мой взгляд. И её монолог о законе поломанных судеб, законе бумеранга в этом — шедевр. При том, что в конце 80-х денег на фильм было в обрез. Мало было пленки, снимали большими кусками, с одного, максимум двух дублей. А главнаю героиню играла не актриса, а спортсменка с похожей судьбой. Сыграно обоими до мурашек по спине.

Добавить комментарий

  

  

9 × 1 =