Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Театр ужасов матушки Леа — отзыв на гротескный хоррор «Большое варево» (Gran bollito, 1977 г.)

 

Большое варево 9 Макс фон Сюдов, Ренато Поццетто, Альберто ЛионеллоЭксклюзивный отзыв на гротескный хоррор «Большое варево» (Gran bollito, Италия, 1977 г.) только для сайта КЛУБ-КРИК

Мауро Болоньини – один из тех итальянских режиссеров, которые больше известны у себя на родине, нежели в большом кинематографическом мире. Там их, в отличие от Феллини, Антониони, Пазолини, Висконти и еще пары-тройки имен из этого ряда принято относить к мастерам «второго плана» и если и упоминать в разговоре, то «мелким шрифтом». Тогда как дома их Большое варево 1продолжают любить и смотреть вне зависимости от мнения высоколобой критики. Точно так же, как в странах бывшего СССР продолжают любить и смотреть фильмы Рязанова, Данелия и Гайдая в гораздо большем объеме, чемБольшое варево 2 Лаура Антонелли всемирно признанных Тарковского и Сокурова.

Болоньини – как раз из таких, национальных художников, чьи фильмы: «Метелло», «Бубу», «Либера, любовь моя», «Венецианка» – плоть от плоти итальянского искусства, итальянской культуры, итальянского менталитета. И итальянской истории, к которой режиссер постоянно обращался, словно убегая из скучной, серой повседневности. Каким образом среди тонких, атмосферных мелодрам, сентиментальных сюжетов, лиричного киноязыка Болоньини Большое варево 4 Шелли Уинтерсзатесался фильм «Большое варево» – одна большая загадка. Саркастичный гиньоль, своей стилистикой напоминающий будущие работы Питера Гринуэя, настолько не вписывается в фильмографию режиссера, Большое варево 5 Шелли Уинтерстак торчит из нее острыми углами, что вызывает самим фактом своего существования массу риторических вопросов.

Можно, конечно, пытаться вписать «Gran Bollito» в череду знаковых фильмов о маньяках и серийных убийцах, найдя в нем парафраз на темы Хичкока и его последователей. Тем более, что приглашение на главную роль американки Шелли Винтерс вроде бы говорит об этом прямым текстом – но это было бы слишком просто. И уж никак не объясняло бы причин, по которым играть в Большое варево 6постмодернистские игры принялся именно Болоньини, никогда в подобном не замеченный ни до, ни после «Большого Варева». Да и нет в стилистике картины ничего от англосаксонских фильмов этого направления. Она Большое варево 7 Шелли Уинтерснастолько же итальянская, насколько все прочие фильмы этого мастера: атмосфера, стиль, детали – все точно такое же, только умноженное вдвое, а то и втрое.

Гиперболизацию итальянского быта предвоенной эпохи на этот раз режиссер доводит до абсурда, превращая свой фильм в подобие представления на сцене театра ужасов. Главным, а подчас и единственным художественным средством для реализации своей идеи в «Gran Bollito» Болоньини сделал гротеск. Вот только сама эта идея так и осталась загадкой: если только не принять за Большое варево 8 Шелли Уинтерсаксиому, что весь фильм снимался ради единственной фразы, произнесенной героиней Шелли Винтерс в финале: «Вы думаете – это я убийца? Нет, это вы – убийцы, по сравнению с которыми я невинна». Вместе Большое варевос предисловием к картине, она делает его символической притчей о темной стороне человеческой натуры. И кое-что объясняет. Впрочем, далеко не все.

Символизм, впрочем, для творческой манеры Болоньини, как раз характерен. Не столь явный, как в «Большом Вареве», завуалированный за изяществом мизансцен и мелодраматизмом сюжетов, в той или иной степени он присутствовал в большинстве его фильмов, но на этот раз режиссер не стал набрасывать на него вуаль реализма. Историю матушки Леа трудно объяснитьБольшое варево 10 Милена Вукотич с позиций здравого смысла, иначе как погрузившись в недра классических триллеров и каннибальских хорроров. Но в этом, извините за тавтологию, не будет никакого смысла. А вот со снятым незадолго до «GranБольшое варево 11 Bollito» фильмом Пазолини «Сало, или 120 дней Содома» параллели прослеживаются более, чем откровенные.

Впрочем, ирреальность и символичность происходящего на экране подчеркивает то, что роли трех жертв милейшей итальянской матушки играют мужчины. Видеть Макса фон Зюдова в женском платье – сам по себе макабр еще тот, ну а в компании с Ренато Поццетто и Альберто Лионелло они представляют собой совершенно фантастическое зрелище. На его фоне все Большое варево 12милые шалости творящей сложный сицилийский ритуал героини выглядят совершенно невинно. Подумаешь, требуют древние обычаи человеческих жертв – так ведь все это ради любви материнской, чтобы сына защитить Большое варево 13 Макс фон Зюдовединственного. Если Господь одного за другим забрал двенадцать младенцев матушки Леа, так пусть теперь Дьявол охраняет последнего. А то ведь заберет его у матери вертихвостка поганая, того и гляди женит на себе.

Вот и отрубает милая отзывчивая старушка головы своим закадычным подругам. А чтобы добро после ритуала не пропадало, все пускает в дело – кровь на колбасу, жир на мыло, толченые кости – вообще чистый кальций. Здоровые мужчины в платьях, исполняющие роли жертвенных агнцев, не Большое варево 14 Шелли Уинтерспозволяют стильному гиньолю превратиться в заурядный слэшер, а каннибализм матушки Леа выглядит настолько мило и обыденно, что окончательно запутывает интригу. Ирония Болоньини в «Большом Вареве» оказалась настолько черна, что ее не объяснить Большое варево 15даже его марксистскими симпатиями и критическим отношением к капиталистическому обществу. Ну, какая из матушки Леа угнетательница рабочего класса?

Зато шикарных актерских работ в «Gran Bollito» столько, что можно просто смотреть кино и наслаждаться ими, не забивая себе голову вопросами без ответов. И если Шелли Винтерс при всем своем мастерстве с трудом ассоциируется с сицилийкой (слишком уж англосаксонская у нее внешность), то Макс фон Зюдов и его «партнерши», Милена Вукотич в роли аутичной служанки Тины, Рита Ташингем в образе глуповатой и богобоязненной сестры духовника Леи, Лю Бозизио и Мария Монти, играющие двух сплетниц-соседок, выводящих убийцу-каннибалку на чистую воду – создали персонажей, надолгоБольшое варево 17 Лаура Антонелли остающихся со зрителем по окончании фильма.

Что же до того, откуда, зачем и почему в фильмографии Мауро Болоньини оказался гротескный гиньоль – в конце концов, не столь уж и важно. Главное, что этот замечательный фильм все-таки увидел свет и подарил миру еще один яркий образ серийного убийцы. Совершенно не похожий на тех, что создавали англосаксонские режиссеры.

Страница фильма «Большое варево» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Театр ужасов матушки Леа — отзыв на гротескный хоррор «Большое варево» (Gran bollito, 1977 г.)

  • MidnightMan

    Уже давно собираюсь посмотреть этот фильм, поэтому было очень приятно почитать отзыв от интересного автора.

  • Милена Вукотич действительно очень впечатляюще сыграла. Самый яркий персонаж для меня в этом фильме.

    • oldys

      Да все там хорошо сыграли, даже Шелли Винтерс (она, правда, похоже в каком-то другом фильме играла — но Болоньини и это в своих целях использовал)
      А у Вукотич имидж был такой, да и типаж — уж очень харАктерный. Ее героиня в комедии «Приходи к нам на чашку кофе» (http://www.kinopoisk.ru/film/200891/) еще эффектнее будет (особенно на фоне почти двухметрровой Франчески Романы Колуцци)

      • Кстати, и Милена Вукотич и Лю Бозизио в свое время играли одного и того же персонажа в сериале о Фантоцци — его жену Пину. В разных фильмах. Сначала Бозизио в двух фильмах, а потом- Вукотич. Тоже харАктерный персонаж получился:)

Добавить комментарий

  

  

3 × 1 =