Эксклюзивный отзыв на эротический триллер «Танго 2001» (Ταγκο 2001/Tango 2001, Греция, 1973) только для сайта КЛУБ-КРИК
Костаса Караянниса можно назвать, хоть и с некоторой натяжкой, греческим Джессом Франко. Во всяком случае, снимать откровенный трэш он никогда не стеснялся, и свое стремился брать отнюдь не качеством снятых фильмов, а их количеством. Даже из военно-патриотической тематики (в Греции 70-х она была, наверное, не менее востребована, чем в СССР) он умудрялся делать кино «второй свежести». Но «Танго 2001» в его фильмографии стоит несколько особняком.
По своей сути этот эротический триллер является типичным представителем европейского «exploitation-movie» с его живописанием «секса и насилия». Однако каким-то неведомым образом, в этот раз история, небрежно рассказанная греческим трэшером, несколько вышла за его рамки, и фильм получился внятным и даже отдаленно напоминающим о лучших образцах жанра. А его сюжет вполне способен держать в напряжении с первых до последних кадров.
К тому же постоянный актер Караянниса, Лакис Комнинос, буквально сросшийся с амплуа обаятельного злодея, здесь целиком и полностью в своей тарелке, ироничной улыбкой сводя с ума не только богатых одиноких женщин на экране, но и покоряя зрительские сердца. Впрочем, главных героев у фильма два: персонаж Комниноса обольстительный альфонс Стафис и отпрыск богатых родителей Иоаким, чьей дружбой первый пользуется в своих интересах.
Оба все вечера проводят в баре под названием «Танго 2001», где Стафис знакомится с одинокими богатыми жертвами, а Иоаким просто смотрит на красивых женщин, не будучи в силах завязать знакомство. Ведь при всех своих деньгах, шикарной вилле и машине – он импотент. И может только завидовать Стафису, в девушку которого, Джоан, он тайно влюблен.
Но однажды Джоан соблазняет еще одна общая знакомая героев, Розита. Как обычно, она берет у Иоакима ключи от его виллы и отправляется развлекаться. Но на беду ее такие же ключи имеются у Стафиса, который как раз решил заявиться в гости к Иоакиму. В порыве ревности он убивает Розиту и вместе с подругой убегает из дома. Иоаким же, выйдя из укрытия, откуда он подсматривал за своими гостями и снимал их развлечения на камеру, обнаруживает, что с мертвыми женщинами у него все получается гораздо лучше, чем с живыми.
Кажется, вот оно – завязка для триллера про очередного сексуального маньяка получилась весьма интригующей. К тому же репутация режиссера говорила, что для него снять такой – дело пусть и не десяти минут, но что-то к тому близкое. Но тут сюжет делает плавный поворот и фильм из буйного сексплотейшен, нанизывающего на шампур одно извращение за другим, превращается в подобие психологического триллера.
Подобие – потому что ни Комнинос, ни исполнявший роль Иоакима Вагелис Вулгаридис достоверно нарисовать психологический портрет своих персонажей были не в состоянии. И если от первого того и не требовалось – достаточно было просто быть самим собой в кадре, то вот «peeping Tom» Иоаким должен был предстать на экране сложной личностью. Его жажда сексуального удовлетворения, которое он может получить только от мертвой женщины, отчаянно борется с моральными установками, полученными им в детстве и с любовью, которую он испытывает к Джоан. Убить постороннюю жертву он еще в силах, а вот объект своей извращенной страсти – совсем другое дело. На все это накладывается патологическая ревность Стафиса, который тем не менее не видит в размазне Иоакиме соперника, и равнодушие самой девушки, которая давно уже живет в мире наркотических грез.
Узел, завязанный сценарием, получался многообещающим. В чьих-то более умелых (или просто добросовестных) руках он мог распутаться в эффектное и яркое полотно. Но даже небрежный подход Караянниса убить интригу не смог. Пусть психологическую достоверность он ничтоже сумняшеся подменял огромным количеством эротических сцен, но саспенсу они помехой не оказались. Подкрадывающийся к Джоан с тесаком за спиной Иоаким – образ почти сакраментальный. И вопрос: «ударит – не ударит» – оказывается вовсе не риторическим.
Разочаровывает лишь финал картины. Кажется, что обнаружив отсутствие в своем фильме положительных героев, его создатели слегка растерялись и так и не придумали, как из этой ситуации выкарабкиваться, скомкав все сюжетные линии в один бесформенный ком. А Хичкоком режиссер «Танго 2001» если и был, то только в собственных грезах. Тем не менее, для эксплуатационного кино 70-х фильм у Караянниса получился весьма приличным, даже, может быть, слишком. Потому что психологический сексплотейшен, который получился у грека в результате, выглядит форменным оксюмороном.
Это как раз одна из упущенных мной кинематографий. Сейчас кино Исландии смотрю, а потом как раз на Грецию переключусь.
Ну уж, не с Караянниса тогда начинать нужно — с Николаидиса, в первую очередь. Может быть, с экранизаций античной классики Какоянниса. Ну и Кундуроса, особенно «Молодые Афродиты» захватить — это вообще шедевр…