Что вообще можно было ожидать от приквела культовой фантастики Джона Карпентера, конец которого, образно говоря, немного предсказуем для всех, кто видел оригинал? Много надежд было связано с показом пришельца и ассимиляций с использованием современных средств кинематографии. Также можно было попытаться рассказать какие-то новые вещи — прояснить природу Нечто, его происхождение, показать всю эту историю с другого ракурса, в конце концов как-то обыграть старую но нереализованную задумку Карпентера с противостоянием одной твари другой.
В общем, какие-то варианты у создателей присутствовали. Да вот беда — бюджет у приквела был не самый большой (и много этих денег ушло на пересъемки), начальный сценарий хоть и был неплох, но явно не дотягивал до уровня 1982 года, да и сами создатели, как выяснилось из недавних интервью откровенно не верили в то, что им удастся просто подобраться к планке оригинала.
В итоге был выбран самый простой вариант — сыграть на ностальгическом факторе что и было проделано. Кино просто нашпиговано отсылками — тут и схожие как две капли воды ситуации, и много мелких деталей которые мы помним их оригинала (блок со льдом, окровавленный топор в стене, ящик с гранатами) и заунывный саундтрек Марко Белтрами который так отчаянно пытается быть похожим на знаменитый скор оригинала, даже точно такое же название — и пускай создатели оправдываются что хотели уважить классика, но мы то знаем что им даже на это не хватило фантазии.
Фильм Карпентера был безумно хорош своей атмосферой паранойи, которая постепенно нагнеталась и в конце буквально выстреливала когда мы наконец узнавали кто есть кто. Но это было 30 лет назад — сейчас студии боятся что современный зритель заскучает без взрывов со стрельбой и потому было решено сделать приквел более экшн-направленным, и потому ряд запланированных сцен остались или на бумаге или на монтажном столе. В результате мы лишились вступительной сцены на базе МакМердо (и возможности лицезреть на стене с фото лучших пилотов изображение МакРиди), сцены первоначального осмотра космического корабля, где мы могли увидеть место, где первоначально содержалось Нечто и понять что случилось с экипажем корабля, многих эпизодов лучше раскрывающих персонажей. Также был вырезан небольшой но интересный момент, который объяснял проблемы с радио — когда команда входила в корабль, срабатывало некое устройство которое полностью заглушило радиосвязь во всей Антарктике. Из-за всех этих урезаний на каком-то этапе логика происходящего становится весьма сомнительной — так, к примеру, абсолютно непонятно, почему никто из группы ученых даже не заинтересовался инопланетным космическим кораблем, не попытался в него проникнуть, взять какие-то образцы.
Пожертвовав атмосферой, фильм приобрел динамизма — одни герои бегают по темным коридорам от Нечто, другие бегают за Нечто, и все персонажи стремительно уничтожаются. В результате, вторая половина творения Хейнигена местами сильно напоминает слэшер, где вместо привычного маньяка в маске у нас есть Нечто, а вместо тинейджеров — взрослые дяди и тети с огнеметами.
Пара слов по поводу облика монстров. Нечто всегда выгодно отличался от своих собратьев по жанру тем, что могло принимать какую угодно форму, и это было прекрасно — ибо мы могли ожидать чего угодно в любую секунду времени. Главное чтобы хватало фантазии и бюджета. Но вот и по тому и по другому пункту тут все далеко не гладко — в близких и средних планах Нечто выглядит неплохо, но в дальних и при движении все отдает слишком дешевыми компьютерными спецэффектами. Вообще, стесненность съемочной группы в средствах сильно чувствуется — помимо внешнего вида Нечто это проявляется в сценах с вертолетом и с космическим кораблем. И конечно по креативности местной команде далеко до уровня 22-летнего Роба Боттина — у него каждый монстр был весьма запоминающимся и уникальным — и ожившая голова, и вскрывающаяся грудная клетка, и собака-нечто. А тут из всех тварей, действительно врезается в память лишь одна, все остальные достаточно однотипные и какие-то безыдейные.
Значительным минусом картины является полное отсутствие атмосферы загадки. У Карпентера очень многие вопросы напрямую не отвечались и отдавались на откуп зрителю либо имели по несколько одинаково равноценных трактовок. Когда именно заразился Блэр и все остальные? Кто добрался до крови? Каковы мотивы отдельных поступков персонажей? Что случилось с Фьюкосм? Кто есть кто в концовке? А тут ничего подобного — нет никакой тайны, никакой интриги, мы знаем что, где и как, создатели не оставляют никакого простора для фантазии или домысливания.
При съемках создатели приквела очень боялись сравнений главного героя (точнее героини) с каноничным образом Р. Дж. Макриди и кажется, предприняли все, чтобы сделать их как можно менее похожими. В итоге Мэри Элизабет Уиснтед играет типаж осторожной и намного более сильной, чем кажется с первого взгляда женщины, с огнеметом наперевес борющейся с инопланетными монстромами. Никого не напоминает? Да-да, уйдя от образа Макриди мы пришли прямиком к образу Эллен Рипли, даже одна из сцен нового Нечто очень похожа на сцену из режиссерской версии «Чужого». Но Уинстед, надо отдать ей должное, хорошо справилась со своей ролью и весьма органично смотрелась в кадре — это не ее вина, что создатели так боялись повторить один образ, что скопировали другой.
Что касается остальных героев — то тут с индивидуальностями сложнее, вроде и есть несколько колоритных парней, но во-первых персонажей слишком много а хронометража на всех слишком мало, а во-вторых большинство используется тут в роли пушечного мяса. Если в фильме 82 года каждый из 12 героев был запоминающимся, обладал своим четко-выверенным характером и присутствовало ощущение что это действительно сплоченная команда где все на своих местах, то в приквеле такого нет — многие персонажи просто теряются где-то в массовке или на заднем плане.
Но все же, при всех этих недостатках, до какой-то стадии фильм производит достаточно неплохое впечатление — есть неплохие задумки, общая динамика и хороший звук не дают заскучать, да и ностальгия в конце концов действительно весьма мощная штука. Но откровенно натянутая концовка, недостаток бюджета, а также потеря атмосферы загадочности и паранойи сильно портят общее впечатления.
Итого: сюжетно вторичное, играющее на ностальгии кино, после которого немедленно хочется пересмотреть творение Карпентера. Если бы у создателей было побольше бюджета и творческой свободы, пожалуй на выходе мог получиться действительно хороший фильм. А так имеем достаточно неровную картину, которая не привносит ничего нового в историю, но с другой стороны и не уродует оригинал, ставя с ног на голову его базовые идеи. По крайней мере за это можно сказать создателям спасибо.
Хорошая рецензия. Мне интересны были только отсылки к фильму Карпентера. Ловил их с радостью. В остальном — весьма серое кино. Согласен про полное отсутствие атмосферы и еще одна немаловажная деталь — герои абсолютно не интересны! Вообще. По большому счету умрет эта девка или выживет — все равно, не говоря уж об остальных членах команды — они гибнут один за другим, не вызывая даже толики сочувствия. Это режиссерский промах, и драматургический.