Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Cамый обычный день… — отзыв на фильм «Дорогая Елена Сергеевна» (1988 г.)

 

Четверо учеников — выпускников пришли поздравить с днем рождения учительницу математики. Какой неожиданный и приятный сюрприз! И вот она радостно суетится, пытаясь как-то накрыть стол тем, что найдется в холодильнике. Пока её ученики осматривают квартиру, отпуская насмешливые комментарии о бедной, старой, убогой в общем-то обстановке… Поколение, встречающее по одёжке, оценивающее и провожающее по ней же. Они привыкли добиваться всего, чего хотят. Любой ценой. А если кто-то с этой ценой не согласен? Да куда он денется?!. Эта фраза часто звучит из уст Володи. Для них все имеет определённую и твердую цену. Томик Высоцкого — 15 рублей на черном рынке — для них это просто модная деталь интерьера. У них дома такой же. Пока гости перебрасываются репликами, в комнате безостановочно говорит старенький телевизор. Новости, новости, новости… Из приемника слышится: « В Волынской области пронёсся мощный смерч. В этот день, казалось, ничего не предвещало беды…»

Да, не предвещало. Елена Сергеевна и не предполагала, чем обернется для неё этот день рождения. Как быстро погаснет радостный блеск в её глазах и помертвеет лицо, когда она поймёт, зачем на самом деле пришли ученики. А за окном тревожно завыла сирена проезжающей машины. Как бы говоря: «Вот сейчас все и начнётся». В фильме много таких моментов — как бы совпадений, подчеркивающих видеоряд, наполняя его смыслом, придавая объемность и значимость тому, что происходит на экране.

Переломные 90-е, когда рушились старая идеология, переписывалась и переоценивалась история, низвергались одни и поднимались другие. Одна система ценностей стремительно заменялась на другую. Рыночные отношения — новая социальная идея, которая одним махом спасет всех и настанет рай: модный прикид, отдельные квартиры и мерседесы всем и каждому. Рынок — это когда все продается и все покупается. Всё, абсолютно все. Все можно купить, все можно достать, обо всем договориться, как деловые, практичные люди. Эти мальчики и девочки с детства усвоили это, видя, как все достается по блату или устраивается по знакомству и звонку. Поэтому им откровенно смешны лозунги-проповеди Елены Сергеевны, которые так похожи на газетные передовицы или выступление на партсобрании, хоть конспектируй за ней эти тезисы. Которые они и так столько раз слышали в своей жизни, что давно перестали в них верить. А видя, насколько это далеко от окружающей их действительности, кроме сарказма и откровенного смеха ничего не вызывает.

Но это у них. А Елена Сергеевна на самом деле верит в то, что говорит. Что настоящее счастье в труде на благо всего человечества. Что её больную мать и так положат в клинику к светилу медицины, если это ей будет необходимо. Что нельзя ради личной выгоды торговать собой и своей совестью. Что нельзя совершать подлости и что оставаться просто честным и порядочным человеком — это очень важно. Потому что она всегда так жила. И в этом её сила, в ней, казавшейся такой слабой, смешной и даже раздражающе — наивной в своей вот этой «правильности». Потому что эти принципы и в самом деле были незыблемым правилом для неё, её тем самым внутренним стержнем. Гранитом, о который разбилась наглая самоуверенность молодого поколения, девизом которой стало: «Моя цель оправдывает любые средства, ибо она моя, а значит превыше всего!». Ведь их оружие: цинизм, нигилизм, демагогия и полное отсутствие каких-то морально-нравственных норм и понятий. Они тоже говорят лозунгами, но цитируют уже другие, современные им газеты и митинговых шоуменов того периода разгула гласности и демократии.

— «Вы много лет не слушали нас, а теперь мы не будем слушать вас! Мы вам не верим! Вы лгали нам всю жизнь! Это вы нас этому научили!».

Но если за её, пусть наивными словами, стоит прожитая по этим правилам жизнь, за их словами не стоит ничего, кроме злобы, зависти и обычной истерики. И, кроме того, она, как педагог, прекрасно знает, что невозможно научить человека тому, чему он не хочет научиться. Она сама говорила, что мещанская, торгашеская идеология была всегда. Но она выбрала для себя другую — быть порядочным человеком. Им она и стала. И в других она в первую очередь ценила порядочность, человечность. Витек — единственный из их четверки, в ком она видела эту самую человечность и доброту. Единственный небезнадежный человек из этой стаи самоуверенных негодяев.

Эта ночь показала. кто есть кто на самом деле. Такая смешная, наивная и беззащитная вначале Елена Сергеевна оказалась очень сильной. Неудачник и пьяница Витек — самым честным и добрым из них. Вожак Володя, с уже рассчитанным наперед будущим, где у него все схвачено и за все заплачено — законченным поддонком и негодяем. Независимый и влюбленный в Ляльку Паша — завистливым трусом, предателем и подлецом. Лялька, такая чистая девочка, на самом деле хорошо знает как подороже и повыгоднее себя продать. И жить красивой и беззаботной жизнью, а не горбатится за гроши, как её мать. Они хотят быть хозяевами нового времени, новой страны. У каждого из пришедших учеников есть своя цель. И свои средства для её достижения. Свои границы приемлемости. Хотя трудно сказать, что для них вообще является неприемлемым. Они всему знают цену…  И дай Бог, чтобы та страшная цена, которой заплачено за этот полученный от учителя урок, хоть что то изменила в них.

Иначе нам просто больше не на что надеяться.

Страница фильма «Дорогая Елена Сергеевна» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

11 комментариев Cамый обычный день… — отзыв на фильм «Дорогая Елена Сергеевна» (1988 г.)

  • oldys

    Спасибо, огромное спасибо за отзыв! Не знаю, насколько назрел… и вообще — актуален ли подобный разговор «для племени младого, незнакомого», но вспомнить о том, что т.н. «советская» мораль на самом деле работала… Жила и позволяла жить человеку достойно — сегодня нужно. В перестройку она подверглась насмешкам и унижению, затем ее попытались заменить «христианской» моралью. В результате мы имеем сегодняшнее: «Человек человеку — волк». Чудовищное разделение по национальным, религиозным и сословным принципам и непрекращающуюся вражду между всеми и вся…
    Кто-то тогда уже мог видеть будущее — и фильмы, прошедшие почти незамеченными в свое время сегодня смотрятся иными глазами… Только вот увидят ли их поколение «Pepsi»?

    • Да, та самая, осмеянная «советская» мораль работала, поскольку воспитание строилось, исходя из норм культуры, четких моральных ориентиров, взаимопомощи и неравнодушия. С детского сада и дальше. Сколько выпускалось фильмов для детей и подростков. Целая киностудия этим занималась. И очень неплохо справлялась со своей задачей. Согласитесь, что поколение, выросшее на «Мальчише — Кибальчише», «Тимуре и его команде» и «Двух капитанах» — это совсем не те подростки, что выросли на «Бригаде» и «Бандитском Петербурге».
      Другое время, другие герои и другие жизненные ценности.
      Вот недавно увидела кусок ток — шоу об избиениях во Владивостоке. Да раньше и представить не могли, чтобы 5-6 подростков третировали весь город. Аудитория ломала голову, что делать с несовершеннолетними уродами, как их наказать, если статьи нет? А в советское время эта проблема решалась на раз. Были, например, отряды ДНД. И если сатирики иногда над этим подшучивали, а демократы мгновенно их расформировали, то на деле это была серьезная помощь. Каждый вечер они проходили по городу. Дети не должны были быть на улице после 21 часа (в каникулы — после 22), одни — тем более. Таких приводили в отделение. На первый раз — беседа. В случае повторного привода — постановка на учет, вызов родителей в отделение, штраф рублей по 50 (хорошие деньги по тем временам), и акт родителям на работу из милиции, что дети шляются ночами без присмотра. А это сразу — разбор полетов в профкоме ,100% премии за месяц и квартал для ИТР. Лишение 13-й зарплаты. И кроме того в минус по профсоюзным благам. Получалось очень чувствительно. Так что многие родители сами находили действенный метод неповторения подобного. Может, система не идеальна, но работала неплохо. По крайней мере по городу ночью можно было гулять.
      Да и вообще, детьми тогда занимались, школа намного больше была ответственна за поведение и воспитание, РОНО ругало учителей за двойки больше, чем учеников, кружки разные работали и в школе и в ДК, больше было учителей — энтузиастов, занимавших досуг походами, конкурсами, теми же КВНами, тематическими вечерами… Дети больше работали вместе на общую цель, учились общению друг с другом, меньше слонялись без дела. И больше ощущали себя группой товарищей (неплохое, кстати, слово), единомышленников. Не все было идеально и тут, но атмосфера психологическая в коллективе была другой.
      Теперь дети по большей части никому не нужны и никому не интересны. Бродят по улицам и сбиваются в стаи. А в стае главный — вожак, тот, кто круче, жестче, сильнее. Фильмы, которые смотрит молодежь, в этом их убеждают окончательно. И девиз «Прови глотку другому, пока не порвали тебе, дави, гноби, бей — и ты — король!» — успешно воплощается в жизнь, увы. При полной безнаказанности детишек.

    • Кроме очень точного предвидения Рязанов очень ярко показал нам в этом фильме, какая молодая поросль двинула тогда в партийные, политические и чиновничьи структуры разного уровня. С какими принципами (вернее, их отсутствием), какими мыслями и целми пришли туда молодые люди, которых теперь мы видим на трибунах, телеэкранах, митингах, когда их отодвигают от кормушки. Рязанов в этом фильме показал их настоящее нутро, их суть. Начало их пути. А мы видим теперь, куда все эти функционеры привели страну, упавшую в их загребущие руки. Наверное, поэтому тоже невозможно увидеть этот фильм по ТВ. Кому интересно такую правду о себе выкладывать?

  • Роберт Виллэн

    К сожалению, из наших фильмов такого рода 1980-х гг. я видел только «Чучело». А вообще нетипичная работа для Рязанова. Не думаю, что в этом фильме что-то есть смешное.

  • oldys

    И все-таки, дело, наверное, не в том, какие фильмы смотрели тогдашние дети… Равно как и не в профкомах с детскими комнатами милиции. Хотя, спорить не буду, работали они гораздо эффективнее. Только и работы у них было куда меньше.
    Просто в какой-то момент все сдвинулось — и куда-то не туда. Так бывает, когда прорывает плотину — вместо живительной реки обрушивается смертоносный поток. А перестройка ведь именно плотину прорвала.
    Сломали все — и хорошее, и плохое. А сейчас, оглядываясь назад и инстинктивно чувствуя, да и помня, что там было как-то правильнее, берут из прошлого самое дурное: ту же цензуру, то же государственное регулирование частной жизни, ту же идеологизированность (я имею в виду искусственное насаждение еще царской триады: «Православие / Самодержавие / Народность»). Вместо того, чтобы попытаться хоть как-то восстановить социальную справедливость и защищенность, которая реально существовала в СССР, вернуть реально существовавшую общность людей (я ведь до 90-х годов вообще не задумывался, кто какой национальности рядом со мной — да и сейчас не задумываюсь))) Отправить разделяющую людей религию туда, где ей место — в темные бабушкины чуланы.
    Вместо этого — идиотские запреты, попытки внедрить тотальный контроль (слава богам, довольно беспомощные пока), какое-то странное внимание к сексуальным девиациям, что свойственно как раз людям с соответствующими отклонениями.
    Вернуть СССР нельзя — и незачем. Но почему оттуда мы берем только плохое, а хорошее предаем анафеме — я в толк никак взять не могу… Хотя — это ж ведь еще у Оруэлла было. Нам так же сейчас черное называют белым, а мы радостно это подтверждаем…

  • Конечно, не в одних фильмах и профкомах дело, я просто привела эти 2 фактора из общей цельной системы, как пример того, что хорошо знаю. Факторов было много, и я тоже не понимаю, почему не взять то, что работало эффективно и на пользу, а опять вводить запреты и заигрывать с весьма сомнителными институтами общества, оглядываясь на » Ах, что о нас подумают в Парижах и Лондонах светила демократии».
    Я мало жила в России, с рождения до 7 лет. Потом Молдавия и Латвия. И мне всегда была безразлична национальнасть другого, как и сейчас. В классе я была одна русская, остальные — украинцы, молдаване, немцы. И мы никогда не заморачивались этой проблемой, наоборот, на уроках молдавского и немецкого носители языка всегда готовы были помочь другим. И вообще классы были очень дружными.
    Я абсолютно не религиозна, и тоже не понимаю, почему обязательно надо встраивать всех в эту систему. По старой схеме «Колхоз — дело добровольное, но обязательное!». Так что с Вашими словами целиком согласна. Я тоже много помню из советской жизни и страшилками про ужасы застоя меня не напугать. И тоже считаю, что хорошего там было больше, чем плохого, и уж точно хорошего было больше, чем сейчас.

  • Роберт Виллэн

    Мы позаимстовали из СССР ненависть ко всему чужому, гомофобию, шпиономанию, презрение к правам человека, деление страны по национально-религиозному признаку — это худшее. Также мы позаимстовали худшее с Запада — философию потребления, поставку всего на коммерческие рельсы, тесты как основной способ проверки знаний, чего уже давно нет на Западе. Набирает оборот и излишняя толерантность, только в США за слова никого не сажают, а у нас на этот случай есть ст. 282 УК РФ. Про религии можно сказать только общеизвестный факт: их расцвет наблюдается только в периоды цивилизационного кризиса. Я признаю и уважаю восточные религии, где мистика растворена в философии. Из теизма положительно отношусь только к католицизму, на котором вырос.

    • oldys

      Гомофобию, шпиономанию — да. Презрение к правам человека — отчасти (некоторые основополагающие права: на труд на образование, на медицинскую помощь соблюдались в СССР неукоснительно; другие — свобода слова, собраний, печати — отбрасывались как буржуазные пережитки). Что касается ненависти ко всему чужому — ничего подобного, общество как раз наоборот было открыто ко всему и вся, другое дело, что государство пыталось эту открытость ограничивать. Сегодня же (и это самое страшное) чужое, странное и непонятное ненавидит именно общество (на радость государству). А уж деление по национально-религиозному признаку — вообще чушь несусветная. Это как раз явление нового времени, совершенно дикое и невозможное в СССР.

      • Роберт Виллэн

        Можно подумать не было Украинской ССР, Чеченской ССР и прочих национальных республик. Религии в СССР официально не было, а вот территориальное деление по национальностям было. Современное административное деление скопировано с СССР.

        • Украинская ССР была, а Вот Чеченской СССР не было, это была АССР, автономняа республика в составе РСФСР, как Мордовская или Удмуртская, или та же Осетия, Татарстан. Но границы были чисто условны, чисто административно, население многонационально. Страна была одна, на всех. И жили между собой люди без особых проблем. Смешанные браки — сплошь и рядом. Религия вообще не особо принималась во внимание. Это было личным делом каждого. И учились и работали все вместе, и религиозные праздники отмечали тоже вместе. Соседи и друзья немцы приглашали нас к себе на свое Рождество и Пасху, а потом мы приглашали их в гости на православное. И никаких трагелий:)). В Латвии — то же самое. У нас в цехе работали католики, православные, мусульмане, и никакая национальная, а тем более религиозная блажь и рядом не валялась. Все просто дружили между собой, без оглядки на эту шелуху. Проблемы начались с перестройкой, когда в тонких слоях творческой и политической «интеллигенции» вдруг проснулось национальное самосознание, и начало искуственно раздуваться и насаждаться.
          Кстати, среди войн того времени, стыдливо называемых вооруженными конфликтами, Молдавия была единственной республикой, где война шла чисто по территориальному, а не по национальному признаку. Просто молдаване, украинцы, русские, немцы и болгары, живущие в Приднестровье, не захотели однажды проснуться в Румынии, с коей Кишинев возжелал слиться в экстазе. И ни национальность ни религия тут ни при чем.

Добавить комментарий

  

  

60 + = 69