Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Полански в юбке — отзыв на триллер «Вес воды» (The Weight of Water, 2000 г.)

 

Теперь, когда к имени Кэтрин Бигелоу добавился титул «оскароносная», у меня проснулся немалый интерес к работам этой тетки. Нет, вовсе не из-за «Оскара», как такового, просто я раньше с удовольствием смотрел ее фильмы, например, «На гребне волны» и «К-19» (вообще один из моих любимых фильмов), но как-то не особо задумывался о том, кто у этих шедевров режиссер. Когда эффектная статная тетенька вышла на сцену за «Оскаром», который она получила за абсолютно мужской фильм, я подумал — надо бы посмотреть, что там у нее в закромах. В закромах оказались вышеназванные шедевры и еще несколько чудесных лент. И, как ни странно, в отличие от своего экс-супруга, меньше всего думает о прибыльности своих картин, предпочитая динамичному хитмейкерству спокойную, вдумчивую, стильную, интеллектуальную, нонконформистскую постановку, которая позволяет ей делать фильмы не сильно развлекательные, зато не в пример более глубокие, предназначенные скорее для неоднократного домашнего просмотра, чем для походов в кинотеатр. Хотя одно у них с Кэмероном определенно общее — оба не страдают недостатком идей, но штамповать киношки одну за другой не сильно рвутся, снимая редко, но метко.

«Вес воды» — достойное кино, к которому даже можно прилепить ярлык «элитарное», потому что я вообще не представляю, как такое можно смотреть в кинотеатре. Я бы на большом экране этот фильм не выдержал бы — уснул бы, ей Богу, уж больно он неспешный, а атмосферу этого медлительного и туманного кино можно почувствовать только дома, когда ничто и никто не мешает тебе с ней соединиться. Бигелоу вообще, судя по всему, привлекают странные сюжеты, неоднозначные герои и правдивые ситуации — уже не первый фильм в ее карьере, имеющий под собой подлинную историю.

Снят был фильм через 5 лет после оглушительного коммерческого фиаско «Странных дней», полюбившихся критикам, и тоже, кстати, с треском провалился в прокате, хотя бюджет у него был вдвое меньше, чем у «Странных дней». Да и следующий фильм, «К-19» оказался провальным, я вообще не понимаю, как при таком постоянстве кассовых неудач продюсеры снова и снова выделяют ей деньги. Народ на «Вес воды» попросту не пошел. Фильм прошел в ограниченном прокате и быстро забылся массами, хотя с успехом проехался по нескольким не самым заметным кинофестивалям (Торонто, Гонконг и т. д.).

Однако отбросим зрительскую нелюбовь и попробуем разобраться в самом фильме. Он, повторюсь, весьма хорош, хотя и пасмурно-скучен в некоторых местах, зато психологически очень достоверен. Если бы у меня спросили, на кого из именитых режиссеров похожи стиль и атмосфера, созданные Бигелоу, я бы ответил — на Романа Полански. Особенно на его триллер «польского периода» «Нож в воде». Только «Вес воды» — не триллер. И не детектив, ведь мало кто не сможет разгадать с первых же эпизодов, кто там убийца. Это скорее эротическая психологическая притча. Почему эротическая? Об этом позже.

Основанный на романе Аниты Шрив фильм ставит героев на грань помешательства. Попутно развиваются две сюжетные линии — одна переносит нас в 19-й век на маленький островок, на котором живет молодая женщина со своим нелюбимым мужем. Вторая происходит в наши дни с двумя парами, решившими прошвырнуться на эти же, теперь уже окончательно опустевшие острова, для развлечения и работы.

Казалось бы, сюжетные линии связаны между собой лишь местом действия, да близостью океана, но на самом деле у них гораздо больше общего. Бигелоу в обеих историях втискивает людей в замкнутое пространство, откуда в любом случае никуда не сбежать, и людям приходится пропускать через себя все свои и чужие поступки, какими бы они не были. Минимум действующих лиц и почти полное отсутствие музыки в фильме тоже делает свое дело. Постепенно шум воды заполняет всё сознание, создает промозглую, мрачную атмосферу тотального одиночества (даже среди людей), страшной тайны, напряжения. Недосказанность в словах героев, жестах, натянутые, непонятные отношения, слова, дающиеся всем героям как будто с трудом, отдаленность от большой жизни, уединение — все это ведет к ощущению какого-то болезненного страха за этих людей, за их психику.

Все участники конфликта напряжены до предела, каждого гнетет что-то тяжелое и страшное, что-то, что грозит вот-вот вырваться на волю, как вода сквозь взломанные плотины! Вода, как символ неизвестности, неопределенности, стихийного безумия. Вода, как скрытый символ эротизма.

Это не секрет, что пляж, море, вызывают у многих из нас эротические переживания. Не зря огромное количество романтических историй происходит на берегах морей и океанов. Так в этом фильме, где соблазнительная грудь Элизабет Херли мелькнула всего раз, буквально все пропитано скрытой эротикой. Она во взглядах, в осторожно-откровенных диалогах, в плечах, в многозначащих случайных прикосновениях. Похоть, соблазн распространяется вокруг со скоростью звука в воде. Наползает, накрывает волнами, им пропитывается буквально все. И тем сильнее эти чувства и эмоции, чем холоднее герои, чем сильнее они стараются их скрывать.

Заслуга таких замечательных актеров, как Шонн Пенн, Сара Полли, Андрес Бертельсен, Кэтрин Картлидж (именно на их плечи легла основная нагрузка фильма) как раз в том, что они не дают вырваться наружу стихийным чувствам, душат в себе сладостные порочные позывы, мучительно пытаются перебороть в себе возникшую связь. И кто там кого убил — уже не так важно, главное, что в конце бушующий шторм эмоций торжествует над разумом, вырываются скрытые демоны, еле сдерживаемые до этого.

Все это Бигелоу удалось показать на редкость уверенно, стильно, с обилием мелких значимых деталей, символов. Однако упоения от хорошего фильма после просмотра «Веса воды» не испытываешь. Бигелоу явно теряет в динамике, и даже атмосфера не спасает лишь к финалу начинающий увеличивать темп фильм. Возможно, так оно и должно быть с такими фильмами, но лично мне полное абстрагирование от интриги, излишняя напряженная затянутость, обилие мелких штрихов, порой заслоняющих общую картинку, показалось несколько необдуманным.

Кино получилось фестивальным, замкнутым, но определенно стоящим просмотра и даже почетного места в коллекции. Бигелоу в очередной раз показала, что ей подвластны многие жанры и многие стили, проявив себя «Полански в юбке», а зрители получили одну из самых запоминающихся, самых чувственных картин года. Только они этого не оценили. Но вода находится в постоянном движении, глядишь, через десяток лет этот фильм вспомнят, как классику некоммерческого кино. Кстати, я понял, почему Бигелоу и Кэмерон развелись — он по сравнению с ней еще ребенок, мальчишка — со своими «аватарами» и «терминаторами», еще играется в куклы, фантазирует на идиллические темы, далекие от реальности. А Бигелоу давным-давно выросла из трехколесных велосипедов, вот и не сошлись амбициями.

8 из 10

Страница фильма «Вес воды» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

6 × 1 =