Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Идиот — отзыв на социальный триллер «Американская история Х» (American History X, 1998 г.)

 

Мы все разные. К сожалению, или к счастью. Но даже если бы мы все были одинаковые, все равно нашли бы, к чему придраться, такова уж природа человека. Всегда будут те, кто недоволен, и свое недовольство они будут выражать в чрезвычайно разных формах. Все будут искать правды, а правда в том, что ни в одном многонациональном государстве, сколь демократично и либерально оно не было, никогда не будет ни настоящего братства, ни настоящего равенства. Любое такое государство — это набухающий, зреющий гнойник, который рано или поздно лопнет, и хлынут оттуда вековые обиды, не решенные проблемы, бесконечные претензии — последствия вечного эгоизма и вечного страха перед «другими».

Тони Кэй прекрасно показал, сколь шатко положение сил в обществе. Не существует понятия расизм в чистом виде, и обстоятельства могут заставить нас ненавидеть не только конкретного человека, но и целую нацию. «Американская история Х» дает понятие о тонкости той грани, что отделяет человека от расиста и насколько непрочно, и недолговечно разумное в людях. У расизма нет ни нации, ни вероисповедания, ни цвета кожи — он был и будет всегда среди всех. «Нет наций-уродов! Есть люди-уроды!» — яростно и громко кричит фильм, захлебываясь от страха и разочарования.

Самый главный вопрос фильма: кто такой Дерек? Вождь? Лидер? Сильная личность? Исполнитель? Обманутый мальчишка? Я много споров видел по этому поводу. Откуда взялся этот Дерек и все прочие дереки? Для меня вопрос о слабости или силе характера Дерека — это тот же нерешенный вопрос о слабости или силе Гамлета. Конечно, Дерек не Гамлет, но натура он страстная, увлекающаяся, способная как на зло, так и на добро в высшем проявлении. Фактически зла Дерек не знает. Он начинает различать добро и зло только после того, как с ним поступили соответственно тому, как он поступал со своими врагами. До этого он поступал только положительно. То есть, даже убийство было для него проявлением исключительного гипертрофированного добра. Ибо самый страшный человек — это внутренне сильный и добрый человек, уверенный, что творит благо. И чем больше он уверен в правильности своего дела, тем страшнее этот человек. Дерек услышал в чужих словах простой выход, его ум не способен к глубокому анализу действительности, к самостоятельным выводам, к каким-то самостоятельным действиям, он не лидер, просто клон, и только по славному стечению обстоятельств он начинает учиться мыслить самостоятельно, а не слепо верить. Дереку удобнее быть нацистом, потому что ему ежедневно предлагается простой способ решения проблемы безработицы, захламленности, падения культуры и т. д. Дерек не слаб, он просто идиот.

Он не Гитлер, он лишь капрал среди взвода мальчишек, которых он может себе подчинить потому, что у них в голове вообще пустота, свойственная переходному возрасту. Следует помнить, что сама злость Дерека родилась тоже в переходном возрасте. И когда мальчишке надрали задницу, он понял, что татуировка и громкие слова — не есть идеология. И он не лидер этой идеологии. Он маленький исполнитель, такая же шестерка, несколько разросшаяся по причине своей запущенности раковая опухоль. Дерек меняется. Стоит ему на несколько лет потерять веревочку, за которую его тащили умные дяди, он перестает быть нацистом. Дерек потерян, глуп, перед ним так много дорог и он впервые не слышит покровительственного голоса. Он уже не нацист, он не в толпе, ему некому и не с кем скандировать. И только осознание того, что его глупость стала причиной большого горя, осталось.

«Американская история Х» — это не рассказ о борьбе с расизмом. Это рассказ о внутренней борьбе каждого человека с самим собой, о том, как легко стать нацистом, как здорово им быть, и как высока цена за веселые и разбитные годы веры в идеалы, которые ведут к разрушению, о том, как легко потерять себя, найдя искусную идеологию и человека, умеющего искренне лгать.

Именно поэтому фильм наделал столько шуму, несмотря на то, что, как и все серьезные и глубокие фильмы, получил довольно кислый прием у себя на родине. Еще бы! Кому бы понравилось, когда его мордой макают в дерьмо! А иногда нужно подойти и макнуть себя в дерьмо самому, иначе и не узнаешь, чем оно пахнет. «Американская история Х» — это не манифест и не лозунг, это не фильм-моралите, он выдерживает ту грань, которая называется «созерцательным реализмом». В сущности, фильм о гибели целого поколения, о том, как молодым американцам, растущим без нравственной и идеологической опоры, легко вбить в голову как ложь о благоденствии их страны, так и любую удобную идеологию. Это страшно, когда человек, как флюгер, не знает, куда повернется завтра его лицо.

Тони Кэй снимал другой фильм. Первоначальный вариант испугал продюсеров — настолько он был зол, жесток и правдив. Кэй пошел на уступки, со скрипом резал, монтировал, выкидывал, оставляя на теле фильма незаживающие раны. Появились намеки на мораль, неожиданно и волшебно свершилось перерождение Дэнни. Кэй даже судился со студией и требовал убрать свое имя из титров, но проиграл процесс. И даже в таком, куцом варианте, эта драма стала грандиозным событием в мире кино 90-х.

Сложно не восхищаться гениальной игрой Эдварда Нортона, который из тощего влюбчивого ботана получится такой потрясающий нацист. Нортон с ходу доказал, что он действительно лучший из молодых голливудских актеров. Всмотритесь в изменения, происходящие с Нортоном по ходу роли.

Всмотритесь в его лицо в начале: это лицо человека, который совершенно уверен в своей правоте. Он ужасен своей слепой верой, своей пугающей улыбкой, своим металлическим взглядом ледяных глаз. Удовольствие изверга светится в его глазах. И в эти моменты он реально страшен. Фильм уводит Нортона в область глубочайшей психологической проработки героя и анализа каждого его действия, создает картину многочисленных изменений, происходящих в душе героя. Актер столкнулся с иным масштабом действия, чуждым ему уровнем мышления. И передал все с восхищающей правдоподобностью. Конечно, Нортон не нацист. Но как изумительно врал он в своей роли, как искренне верил в свою ложь!

Этот фильм страшнее, чем все ужастики, вместе взятые. От него щемит сердце, от него передергивает и тошнит. Он тяжелый, депрессивный и жестокий. Потому что открывает страх, глубоко сидящий во многих из нас, ведь все мы живем в многонациональных государствах и каждый день видим по телевизору очередные межнациональные конфликты…

«Американская история Х» — один из тех фильмов, которые обязательно нужно посмотреть. Он способен взволновать, убедить, потрясти, даже изменить мировоззрение. Первый в 1998 — по силе и воздействию на психику — мощный, нервный, парализующий. Обязателен!

10 из 10

Страница фильма «Американская история Х» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 10, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Идиот — отзыв на социальный триллер «Американская история Х» (American History X, 1998 г.)

  • Мощная рецензия на отличный фильм! Действительно, одна из самых страшных по смыслу и восприятию американских драм, с великолепным Нортоном в главной роли, и просто хорошо играющим Эдвардом Ферлонгом, что ему обычно не свойственно в последние годы.

Добавить комментарий

  

  

1 + 1 =