В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013″, КЛУБ-КРИК продолжает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему вниманию предлагается отзыв на фильм японского режиссера и сценариста Сюскэ Канеко «Пирокинез».
Эксклюзивная рецензия на фантастический триллер «Пирокинез» (Kurosufaia, Япония, 2000 г.) только для сайта КЛУБ-КРИК.
Порождающая огонь
Молодая девушка Аоки с самого раннего детства обладала необычным и опасным экстрасенсорным даром — она владеет пирокинезом и по мановению взгляда способна воспламенить все, что угодно. Живущая в уединении и одиночестве, Аоки и не предполагает, что однажды ее жизнь резко изменится после встречи с милой девчушкой по имени Тада, которая проникнется к ней симпатией и пригласит в свою семью.
Японский режиссер Сюскэ Канеко за свою практически тридцатилетнюю карьеру успел проявить себя во многих жанрах и стилях кинематографа, сняв как несколько удачных типично японских кайдзю о монстре Гамере, завоевав культовый статус в среде анимешников и мангофилов благодаря кинематографическому воплощению «Тетради смерти» и засветившись в приснопамятном инди-хоррор-альманахе «Книга мертвых» 1993 года. Чрезвычайная многогранность режиссера и четкое художественное видение, умение играть в постмодернизм, не плюя при этом на классические традиции сделали Сюскэ Канеко одним из самых интересных японских режиссеров неандеграундного плана. Однако есть в его карьере и фильмы весьма незаметные и по сути малобюджетные, но при этом не находящиеся на низком художественном уровне. К таковым непризнанным шедеврам относится и фильм «Пирокинез» 2000 года. снятый по одноименному роману культового японского писателя Миюки Миябе, который по сути своей являлся азиатским вариантом кинговской Кэрри.
Сюскэ Канеко, явно осознавая определенное сходство в фабуле и характере центральной героини с «Кэрри» и не подвергая излишней модернизации основной костяк сюжетной канвы, тем не менее умудрился уйти в фильме от вторичности и не перейдя в эксплуатационность киноязыка, хотя, безусловно, жестоких и неприятных сцен в фильме все равно будет немало, однако они не выглядят в фильме самоцелью. Жестокость киноязыка оправдана показанной в фильме жестокостью реальности, а исконно мистический сюжет нанизан на вполне реалистичную и мрачную плоть психологической и психопатологической драмы человеческого одиночества. Первоначальные параллели с «Кэрри» пропадают весьма скоро и Сюскэ Канеко заводит зрителя в дебри пазолиниевской «Теоремы», ведь появление в семье Тады обладающей ужасным даром Аоки приводит обычное, на первый взгляд, семейство за грани привычных норм и перед зрителем разворачивается не столько история Аоки, со своим даром смирившейся, сколь непростого семейства, в жизнь которого она оказалась невольно втянута, став катализатором греховного разоблачения всех персонажей фильма.
Оттого финальный деструктивный катарсис, обрушивающийся на зрителя потоком огня и горы обгоревших тел, не кажется неожиданным; с самого начала фильм не оставляет для зрителя маневров для иных толкований, предоставив Аоки роль первичного моралите, роль спасительной Мессии, огонь которой несет в себе очищающее начало. Но любой Мессия обречен и финал картины становится весьма символичным, окрашивающим ее в тона неоднозначности и определяющей «Пирокинез» в определенный жанровый вакуум, делая ее вещью в себе, оригинальной и нестереотипизированной, ведь от ужасов ленте досталась кровавая и беспощадная баня, создающая эффект катарсиса и трансгрессии, от драмы — мощная насыщенность характеров и их нешаблонность, реалистичность, вкупе с четкой философичностью, сочетающей в себе как традиции буддизма и Дао, так и сугубо христианские мессианские мотивы, причем в картине умело соблюден жанровый и художественный баланс, несмотря на весьма продолжительный хронометраж фильма, предполагающий по сути определенную затянутость, но располагающий чрезвычайной увлекательностью и гипнотизирующий зловещим макабром. Присутствует и определенная доля черной иронии, по своей тональности и острой специфичности напоминающая стиль Такаши Миике.
«Пирокинез» — кино не самое известное и не самое типичное, без длинноволосых девчушек-призраков, хоть и с некоторой стилистикой классических кайданов. Имея определенную схожесть с «Кэрри» Стивена Кинга, фильм Сюскэ Канеко является куда как более изощренным и мрачным произведением, на выходе предлагающем не столько кинематографическое развлечение в жанре ужасов, сколь философскую драму с сильным социальным и религиозным акцентом. Ценителям азиатского кино однозначно к просмотру рекомендуемо.
Страница фильма «Пирокинез» в КЛУБ-КРИКе
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ЕЖЕГОДНОЙ РОССИЙСКОЙ КИНОПРЕМИИ В ЖАНРЕ УЖАСОВ
Спасибо за интересный отзыв на редкий фильм, Артур. 🙂 Отдельный респект за эксклюзив. 🙂
Если честно, давно его видел, а учитывая фейспалм от недавней Кэрри/Телекинеза этот фильм вновь стал открытием для меня. Хочется еще и на Тетрадь смерти 1-2 написать, но там сложнее и специфичнее.
Вот как раз хотела попросить написать о «Тетрадях». Оценка у них высокая, а толковых отзывов мне не попадалось. Одни сравнения с аниме, без анализа фильма, как отдельного произведения.
Надо, Ирина,устроить мне мозговой штурм, ибо пока даже в черновиках у меня по ним ничего путного.
Ну, штурм так штурм. 🙂 Или, как говорил Чапаев, психическую атаку. :))
Впечатляющая рецензия, Артур, спасибо! Причем когда начал читать, думал, что будут параллели с другим произведением Кинга, созвучным с названием отзыва, а оказывается, это все-таки «Кэрри»…
Ну, в фильме тоже имеются параллели с «Воспламеняющей взглядом» вначале. Но потом он идет непрямой стезей «Кэрри» и, кто знает, а не стала бы Чарли МакГи во взрослом или тинейджерском состоянии похожей на Кэрри Уайт.
Фильм Сюске Канеко и роман, по которому он снят, как бы это предполагает.