Немолодая актриса Элизабет Спаркл, чей звездный час остался далеко в прошлом, получает шанс омолодиться экстремальным способом — вколов в тело некую загадочную «субстанцию». Сначала всё идём неплохо — и в образе молодой и аппетитной Сью ей удаётся вернуться на экраны. Но вскоре эксперимент выходит из-под контроля…
Давненько я не припомню аншлага в нашем местном кинотеатре… да ещё и на ужастик… видно, эта «Субстанция» и правда неординарная вещь.
Сразу промотаю то, что про фильм уже сказали мои коллеги по киноперу: «Субстанция» офигенная, Деми Мур офигенная, Маргарет Куолли офигенная, режиссер и сценаристка Корали Фаржа просто молодец и заслуженно получила в Каннах приз за лучший сценарий.
Что ещё?
Что лично меня удивило в «Субстанции»? То, что весь фильм сыгран безупречно, причем буквально на одной ноте. Сколько тем и дорожек могло бы быть исследовано в этом сюжете! Что за организация раздаёт (даже не продает) «Субстанцию»? В чем её выгода (помимо возможности похихикать в телевизор во время новогоднего эфира)? Кто другие потребители чудо-«бада», и кто собирает их в столь детально упакованные кейсы с инструкциями в стиле Икеи? Какова роль санитара из больницы — если допустить что это именно он подсматривает потом за героиней в образе старика? Он главный босс или мелкая сошка (ставлю на второе)? И если мелкая — кто главный? Но нет — весь фильм мы покорно повторяем вслед за Фаржей, буквально: «все мужики — сволочи, у них только одно на уме, они и старые в полном порядке, а женщины — нет, и это несправедливо, все мужики сволочи…» — и так по кругу. Герой Денниса Куэйда (гадкий продюсер с каноническим именем Харви!) в этом смысле даже не персонаж, а сценарная функция — его даже снимают постоянно в одном и том же ракурсе «рыбьим глазом», делая его гротескно-выпуклым, и окружают его однотипные седовласые «спонсоры» с похотливыми взглядами. Какие ещё мужчины встречаются в фильме? Одноразовые красавчики для секса и скуфы-лузеры, неспособные даже телефон нормально дать, не изваляв его в луже.
Фильм осуждает объективизацию женского тела, но постоянно показывает на экране именно его — под самыми соблазнительными ракурсами. Налицо неравноправие — мужскую попу за весь фильм показали только одну, секунды на три, причём атлетически-накачанную. Неинклюзивно!
Ключевое решение героини — начать употребление неизвестного и возможно (ещё как) опасного препарата мотивировано тем, что она «вышла в тираж», ее хотят уволить из программы аэробики. Но что режет глаз — Деми Мур при этом офигенно (снова это слово) выглядит. А какой был её план — вести аэробику до семидесяти? Поэтому лично мне мотивации героини не хватило.
В фильме не раз заявлено, что героиня и её «улучшенная копия» — это одна и та же личность. Но на уровне истории это не работает. У героинь разная мотивация, разные поступки, они ненавидят друг друга и мстят друг другу, напоминая скорее героинь-соперниц из похожего сатирического «Смерть ей к лицу». Как решает эту проблема сценаристка? Самым запретным способом — просто проговаривая в кадре много раз эту фразу (и для верности показывая её написание крупным шрифтом). Но сказать — недостаточно. Надо показывать. А ближе к финалу — не буду спойлерить — вопрос по поводу «одной» личности сильно подвергается сомнению.
Некоторые эпизоды и вовсе заставили меня поверить, что это не просто сатира и не просто притча. Это сказка — для взрослых. Только в сказке одинокая немолодая женщина без всяких строительных навыков может взять в руки дрель и молоток, и построить в доме дополнительную тайную комнату. Только в сказке девушка без документов и прошлого (Сью) может получить работу в рейтинговом шоу. Только в сказке ведущая главного киновечера страны может исчезнуть и никого из спонсоров и продюсеров это не волнует даже за пару минут до начала шоу.
Во всех сценах (за исключением «офиса» Субстанции и Того Самого Финала) царит идеальный порядок, выскобленный до идеальной чистоты, без единой пылинки. Видимо, чтобы уравновесить Тот Самый Финал. Кого-то он может шокировать. Но если вы смотрели фильмы студии «Трома» или хотя бы дилогию о «Мухе» (финал фильма практически копирует финал «Мухи 2»), то ничем вас уже не удивить. Разве что внезапные сцены из «Сияния» — оттуда родом не только характерный узор на ковре и красно-белый дизайн туалетов, но и знаменитая Сцена у Лифтов!
Впрочем, всё это не имеет никакого значения. Я же мужчина. А с мужчинами в мире «Субстанции» разговор короткий — вот Рэй Лиотта, утверждённый на роль Харви вообще не дожил до съёмок, и его роль сыграл Деннис Куэйд. Ждём инклюзивный гендерно-инверсированный импортозамещенный сиквел, где Субстанцию вколет себе безработный скуф с пивным животом и микрокредитами, и из его брюха родится на свет криптовалютный миллиардер с пентхаусом на Патриках и офисом на верхнем этаже в Москва-Сити, которого будут любить девушки за его широкую душу. Вот это будет бомба!
Про Лиотту, кстати, не знал, что он пробовался на роль, которую сыграл Куэйд. Уверен, что Рэй был бы не хуже.