Что же, наконец наше кино можно поздравить с первой и, дай Бог, не последней мультижанровой лентой. Симбиоз, в котором в равных долях и весьма органично соединились фильм-катастрофа, хоррор, высокая драма, мелодрама, зоохоррор. И все это, заметьте, на основе реальной истории, что добавляет хорошему во всех смыслах фильму градус переживания весьма нешуточный.
Я, честно, не знаю, как удалось режиссеру, до того снимавшему по большей части пошловатые комедии, так все сбалансировать и уравновесить в пространстве свою картину. Минусы, конечно, есть, но они не столь значительны. Например, героиня с травмированной ногой убегает от амурского тигра. Однако вспомним, сколько нелогичностей находили в свое время критики в «Экипаже» Митты, однако фильм живет и будет жить. Уже первый аттракцион в фильме — крушение самолета, это не описать словами, от него перехватывает дыхание в буквальном смысле. Однако авторы не выстраивают историю буквально прямолинейно, и определенные моменты от экшена переносят зрителя в недалекое прошлое героини, и в этих, казалось бы бытовых сценах, градус напряжения не спадает! Фильм выстроен так, что зритель вовсе не замечает переходов от бытовухи до экшена, в нашем кино, по-моему, до сей поры аналогов не найдешь. А с какой нежностью, тактом и с точностью воспроизведена советская эпоха! Смотря эти сцены, ты будто переносишься на машине времени, ощущение полного погружения не покидает.
Однако, давайте же произведем небольшой эксперимент и далее рассмотрим фильм с четырех разных позиций. Это фильм-катастрофа, хоррор, зоохоррор и выживальческий триллер. Все эти компоненты в фильме присутствуют, и нам интересно соотнести это с предыдущими российскими лентами на ту же тему. При том, что конечно уже не оспоришь; «Одна» — это большой шаг вперед в сравнении с любой из них.
Фильм-катастрофа
Наработки в теме самолетного триллера, что в советском, что в российском кино, невелики, собственно все можно пересчитать по пальцам. Причем два из них еще в СССР-ком кинематографе, «713-й просит посадку» (1962) и «Размах крыльев» (1986), используют вовсе не спецэффектную, а психологическую тему данного вопроса. То есть в них катастрофа происходит более в душах людей, что однако никак не снижает градус напряжения и зрительского интереса к этим лентам. Что же касается атракционно-спецэффектной темы вопроса, то здесь, увы, лишь один только «Экипаж» (1979) Александра Митты и его российский ремейк Николая Лебедева (2016). Обе ленты достойные и любимые зрителями, но, согласитесь, в такой восхитительной теме этого как-то маловато. И вот «Одна» вобрала в себя все лучшее, что только можно сделать в не до конца отработанной теме самолетного триллера. Тут тебе психологическая тема и одновременно суперзрелищная спецэффектная, причем так же, как в обоих «Экипажах», аттракцион никак не заслоняет глубину человеческой драмы, что весьма и весьма ценно.
Хоррор
Хотя хоррор никак в советском кино не доминировал, представляя редкие образцы, тем не менее каждая подобная лента теперь, по прошествии времени, весьма нам ценна, по причине своей универсальной уникальности. Хоррор-сцена в «Одной» лишь одна, однако сделана с таким тактом и уважением к жанру, что просто пробирает до костей. Здесь явлено возвращение к редким образцам советского хоррора, наиболее сильно почему то напрашивается аналогия либо с ««Пьющими кровь», либо с «Дикой охотой короля Стаха». А, согласитесь, оба фильма — достойные образцы жанра, вспоминающиеся зрителями с большой любовью. Хоррор-сцена в «Одной» так органично вплетена в общую ткань фильма, что диву даешься! Более того, она предвосхищает собой тему выживания героини в дикой тайге, выражая мрачное намеренное предчувствие судьбы, ломающей и испытывающей человека, внимание авторов к подобным деталям опять же вызывает только уважение.
Зоохоррор
Тема в советском кино представлена была только одной лентой — «Злой дух Ямбуя» о медведе-людоеде. Были еще фильмы, но там зоохорор представлен только точечными вкраплениями. В новом российском кино до сей поры данная тема не представлена почти никак, за исключением двух фильмов из девяностых — «Монстры» (1993) и «Роковые яйца» (1995). Но вряд ли эти ленты можно считать эталонными. Первая вообще проходит по категории трэша.
Зоохорорная сцена в «Одной» с амурским тигром — возможно первая ласточка подобного высокого уровня; достоверно известно, что сейчас в производстве лента о столкновении подводников с кракеном. Хочется верить, что тема столкновения с хищным животным миром еще ярко проявит себя в нашем жанровом кино. Что же касается «Одной», то здесь сцены с тигром настолько хороши, что не прибавить не убавить. Как-то хочется найти какой-то изъян в фильме, но вместо этого только хвалишь; какую бы микротему авторы не взяли в фильм, всё довели до совершенства.
Выживальческий триллер
Выживальческий триллер вообще универсален. В советском кино он проявлялся в фильмах о войне (самый яркий пример — «Дважды рожденный» (1983)), в фильмах о геологах («Неотправленное письмо» (1959)), в детской теме («Тайна горного подземелья» (1975)), в производственной теме («Прорыв» (1986)), и этот список можно продолжать очень долго. Так что можно сказать, что в теме выживания, смертельной схватки хрупкого человека с безжалостной природой, авторы фильма пользуются почти что полувековыми наработками нашего советского кино. Слава Богу, что в «Одной» собрано все самое лучшее из подобного. Думаю, что при не слишком большом бюджете, получилось кино, отражающееся что в сердце, что в разуме зрителя.
Краткое заключение
Высшая похвала для картины, когда по окончанию просмотра ты идешь в кассу и второй раз покупаешь билет. У меня такое в жизни было только несколько раз, но с «Одной» возникло именно подобное желание. Хочется верить, что льды сдвинулись с мертвой точки и наши киноделы наконец поймут, что искренность, вложенная в создание фильма, принесет им и почитание и кассу. Я же, как рядовой зритель, говорю авторам фильма большое спасибо и жду новых откровений.
Страница фильма «Одна» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий