В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013″, КЛУБ-КРИК начинает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм российского режиссера Альберта Мкртчяна — «Прикосновение», номинированный на специальную премию фестиваля. В качестве почетных гостей премии приглашены актеры Александр Зуев и Николай Аверюшкин.
Автор puelula-lula
Загадка «Прикосновения»
«Прикосновение» Альберта Мкртчяна я бы определила как философскую, экзистенциальную притчу, исполненную в духе мистического триллера. Глубина и «атмосферная» сила этой тяжелой, таинственной, зловещей, «холодной» картины дает фору многим зарубежным образчикам жанра. Иначе говоря, было жутковато, а местами необъяснимо страшно.
Сценарий, богатый резкими поворотами, и яркие актерские работы сопровождаются заунывными, пугающими звуками музыки Леонида Десятникова. Операторская работа включает прием «присутствия», когда действо словно сопровождается чьим-то внимательным взглядом, немного скругляя обзор. Такой способ съемки навевает воспоминания о лентах маэстро Дэвида Линча. Фильм вызывает дрожь и притягивает с первой сцены.
Однажды ночью молодая женщина душит собственного ребенка и после этого вскрывает себе вены. Дело поручают Андрею — следователю средних лет, уже много повидавшему и погрешившему на своем веку. В привидений Андрей не верит, а верит в то, что «Жизнь — прекрасна и удивительна!». Однако дальнейшие события (например, разговор с живым портретом на кладбище) заставляют его усомниться в собственной точке зрения — не только на существование параллельного мира, но и на жизнь в целом.
Не останавливаясь на детальном разборе сюжета, выскажу свои мысли по поводу содержания фильма. Для меня «путь героя» в картине — своего рода испытание, инициация. Ответил ли он на терзающие его вопросы? Перешел ли на новый уровень духовного развития? Выбрал ли правильный путь? Прикоснулся ли? А если да, то что дальше?
Человеку вдумчивому многослойность фильма дает обширные интерпретационные возможности. Во-первых, это картина советской перестроечной жизни, показанная совсем-совсем близко и правдиво (что само по себе уже жутко): промозглость, холодок, постоянные сумерки, унылые обои, шаткие стулья, крикливые магнитофоны, лязг железной дороги, ужин под водочку на газете, особая темнота и тишина в темных, укромных, с коврами на стенах, жилищах. Во-вторых, это мрачный и печальный рассказ о потустороннем мире: удушенный призраком ребенок, странная одержимость женщины-психолога, пугающие разговоры о «личинках подземных муравьев» и, конечно, тяжелый, как могильная плита, взгляд мертвого дедушки на портрете. В третьих, это размышление о смысле жизни, о любви и смерти, о том, что есть прекрасного и ужасного в этом, «нашем» мире. Герою уготовано призраками испытание, пройдя которое, он сможет благополучно жить со своей семьей. Разгадает ли он загадку?
Финал фильма трагичен, открыт, неоднозначен. Означает ли он поражение героя и победу «темных сил»? Были ли эти силы действительно «темными», или желали людям добра?
Эту картину стоит пересматривать не один раз, вновь смакуя детали, наслаждаясь ветерком, приоткрывающим завесу тайны.
Добавить комментарий