Человек может быть художником в чем угодно: в приготовлении еды, к примеру. Все зависти от того насколько он в этом хорош. Искуство Криси — смерть…
До разбора фильма хотелось бы сделать три замечания:
Иногда очень полезно не ожидать от фильма многого, а еще лучше ничего о нем не знать. Не читать рецензии, обсуждения, мнения и т. п. Иногда это бывает только лишним и при просмотре может лишь мешать. Это первое.
При просмотре все время ловил себя на упреках в свою собственную же сторону. Упреков по поводу всего своего скепсиса по отношению к Дензелу Вашингтону — вроде бы не так уж мало видел фильмов с этим темнокожим актером в главных ролях, а все не мог отделаться от легкого раздражения по поводу его актерского мастерства. Это второе.
Кто сказал, что боевик обязательно должен быть грубым, брутальным и без особого смысла? Это сказали глупцы. И это третье.
Просмотр фильма «Гнев» начался прозаически некуда. Дабы скоротать парочку часов, было решено посмотреть какой-то ненавязчивый фильм, а еще лучше боевик или триллер. Выбор пал на «Идентификацию Борна» — первую часть трилогии, которую давно хотел просмотреть. На диске также покоился фильм «Гнев», смотреть который в обозримом будущем я даже не собирался — «оригинальное» название, режиссер по фамилии Скотт, но даже не Ридли, в главной роли всегда слегка раздражавший меня Вашингтон — короче говоря, все говорило явно не в пользу «Гнева». Но даже не знаю почему, но рука дрогнула, и начался просмотр фильма. Ту-то меня и начало затягивать…
С первой же сцены, с первого титра о статистике похищения детей в Латинской Америке. Я просто начал тонуть в этом фильме. «Клиповая» манера режиссера и музыка Грегсона-Уильямса украли мое внимание. А первая «актерская» сцена Уокена и Вашингтона украли его полностью.
Первая часть фильма рассказывает нам о Криси, бывшем наемнике страдающего алкоголизмом (Вашингтон), которого при содействии его друга, такого же бывшего наемника (Уокен), но в данное время вполне успешного бизнесмена, нанимают телохранителем ребенка в богатую семью в Мехико. Постепенно в нелюдимого бодигарда и его «клиента», маленькой девушки завязывается странная дружба и очень доверительные отношения. Если вы смотрели «Леон», то поймете о чем я. Что надо сказать, в первой половине фильма юное дарование Дакота Фаннинг блистает настолько, что иногда затеняет даже своего звездного партнера.
Но когда девочку похищают киднепперы, а Криси, при попытке воспротивится этому, начиняют свинцом, начнется совсем другая история. Понять то, что чувствовал Криси, когда злодеи похитили, а потом, вследствие неудачных переговоров полиции с похитителями, и убили девочку, сможет разве тот человек, который, разуверившись даже в самом себе, вдруг находит невинную душу, которая за всей этой грубой маской наемника увидела Человека. Настоящего живого человека, умеющего переживать и любить.
И поверьте, он найдет всех, кто к этому причастен «ведь каждый человек может быть в чем-то художником, Криси же художник смерти и он вот-вот нарисует свой шедевр» (с).
Вторая часть фильма поражает своим, как это принято говорить, «экшеном» и «драйвом», исполненных в лучших традициях боевика. Вашингтон здесь просто блистает. Впервые со времен «Леона» так симпатизируешь беспощадному убийце.
Фильм исполнен в т. н. «клиповой манере», с повторяющимися флешбэками, закадровыми голосами, плавающими по всей площади кадра субтитрами разного размера и формы. И нет ощущения, что все эти технические приемы были использованы Тони Скоттом лишь как дань моде, все это действительно очень органично вписывается в мир фильма. Это лишь подчеркивает реалистичность всего происходящего на экране. Да, Режиссер Тони Скотт заставил меня пересмотреть свои взгляды на его творчество…
Актерская игра Дензела Вашингтона восхищает, а юная Дакота Фаннинг поражает гранями своего таланта. А есть ведь еще Кристофер Уокен, Мики Рурк, Марк Энтони, и Рада Митчел, и надо ли говорить о том, что общей картины они не испортили.
Ах да, есть ведь еще музыка Гарри Грегсона-Уильямса, одного из лучших композиторов современного Голливуда. Номер он тоже здесь не отбывал.
Сцена с отцом девочки и финал сможет выбить слезу даже у очень черствых личностей. А как дополнение к этому финальный титр. Я даже готов был поверить, если б это было так, что фильм «основан на реальных событиях».
Вам говорили, что фильм цепляет? Не верьте этому, ни в коем случае. Он не цепляет, он пробивает насквозь.
Интересный факт (извиняюсь у администрации сайта КП за легкий плагиат) : Сценарист фильма, Брайан Хелджлэнд, впервые увидел оригинальный «Гнев» (1987) в конце 1980-х. Он взял кассету с фильмом в видеопрокате, в котором в то время работал Квентин Тарантино. Брайан никак не мог выбрать фильм, и спросил Квентина: «Что у Вас есть интересного посмотреть?». Тарантино порекомендовал «Гнев» (1987). Как по мне, то прекрасная рекомендация знающего человека :-).
P. S. Смотреть всем в переводе Гоблина. Это не реклама.
Великолепно.
«режиссер по фамилии Скотт, но даже не Ридли» — Тони Скотт сделал себе имя в мире кино не менее известное, чем у его брата. «Гнев» — наверно, мой самый любимый его фильм. Безумно жаль, что жизнь режиссера оборвалась в прошлом году так внезапно и так трагически…