Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на джалло «Арабелла, Черный Ангел» (Arabella l’angelo nero, Италия, 1989)
О том, что с началом 80-х годов прошлого века жанр джалло переживал глубокий кризис, не писал только ленивый. Что уж тогда говорить о конце десятилетия! Кажется, что режиссеры и сценаристы к тому времени успели использовать все возможные идеи, ходы и развязки, причем не по одному разу. И ладно бы новому прочтению подвергались только успешно реализованные сюжеты! Так нет же, для того, чтобы еще хоть немного вытянуть из когда-то успешного тренда, скребли по совсем уж затянутым паутиной чуланам, в которых покоились всеми забытые картины. В фильме Стельвио Масси «Арабелла, Черный Ангел», например, откровенно эксплуатируется канва провалившегося в свое время в прокате джалло Демофилио Фидани «Массажистка к вашим услугам» («A.A.A. Massaggiatrice bella presenza offresi…») с Паолой Сенаторе в главной роли. Не настолько, конечно, чтобы обвинить авторов в плагиате, но достаточно, чтобы зритель, видевший оригинальную картину, узнал о развязке задолго до финала. Впрочем расчет был видимо на то, что за прошедшие 17 лет мало кто мог вспомнить о неудачливой «Массажистке…». А тех, кто отличался излишне крепкой памятью, привлечь решено было совсем иными средствами: огромным количеством откровенных эротических сцен, за которыми собственно детективная интрига отходила на задний план и уже мало кого интересовала. Ну разве что самых отчаянных поклонников жанра, которых к 1989 году можно было заносить в Красную книгу.
Впрочем, как бы там авторы «Арабеллы» не увлекались грубоватым сексплотейшен, но снимали они все-таки джалло. Пусть уродливо-беспомощный, но сюжетно и стилистически фильм синьора Масси удобно устраивается в обмелевшем русле этого направления в итальянском кино. Вплоть до сакраментального убийцы в черных перчатках, который с разной степенью натурализма устраняет всех, кто воспользовался психологическим расстройством главной героини фильма.
Несчастная Арабелла – нимфоманка, готовая на все ради получения сексуального удовлетворения, которое не в силах дать ей парализованный муж. Женщина посещает самые злачные места, подпольные ночные клубы, бордели, отдается первым встречным и готова терпеть любые унижения, лишь бы хоть ненадолго успокоить снедающую ее болезненную страсть. Но с какого-то момента все, кто воспользовался ситуацией и попытался причинить Арабелле боль, начинают умирать. Причем вовсе не от естественных причин. Полицейский, изнасиловавший ее после облавы на путан; фотограф, пытавшийся шантажировать женщину компрометирующими снимками; частный детектив, слишком близко подошедший к разгадке…
По следу таинственного убийцы идет женщина-полицейский Джина, циничный и грубоватый профессионал, тщательно отрабатывающий любую версию, которых при образе жизни Арабеллы имеется – воз и маленькая тележка. Только вот авторы фильмы сделали все, чтобы зритель ходом расследования интересовался не слишком: идет себе и идет где-то за кадром по большей части. Тогда как в кадре Арабелла непрерывно сексуально приключается. А в промежутках между ее эскападами тех, кого угораздило оказаться на пути нимфоманки режут да отстреливают.
Построить сюжет на противостоянии гиперсексуальной Арабеллы (Тини Кансино) и подчеркнуто асексуальной Джины (Валентина Висконти) вроде бы и планировалось, но то ли не получилось из-за сомнительного исполнительского мастерства актрис, то ли из-за решения режиссера послать все к черту и просто снимать эротическое кино на фоне слэшера. Перебирать подозреваемых Стельвио Масси, тем не менее, не забывает, сосредотачивая внимание то на одном, то на другом персонаже, тщательно обходя до поры до времени фигуру настоящего убийцы. Тот, правда, хорошо известен смотревшим «Массажистку» Фидани, но тут уж ничего не поделаешь.
Для большинства все-таки финал окажется достаточно неожиданным. Да и до него, как то и полагается в любом уважающем себя джалло, будут ложные развязки, нагнетающие саспенс до необходимых кондиций. Так что, имейся у режиссера хоть какая-нибудь завалящая идея для реализации, он бы, наверняка, нашел к чему ее применить. Беда была только в том, что никаких идей к тому времени уже не имелось. А потому «Арабелла, Черный Ангел» стал хрестоматийным примером для иллюстрации безнадежного кризиса жанра джалло. Точнее, уже не кризиса – а агонии перед неизбежным финалом.
Добавить комментарий