— Ты ведь превратишься сначала в реку, потом в радугу, а потом в гору?
— Нет. Просто сдохну.
(диалог из фильма)
«Вой» Джона Данте, ставший одним из самых успешных в истории кино фильмов про оборотней, как известно, породил массу официальных сиквелов и кучу неофициальных подражаний и заимствований. Сам Джо Данте, лихой катерок которого развернул волну целой франшизы, быстро ушел от темы оборотней и уже никогда к ней не возвращался, зато на волне популярности его «Воя» и «Американского оборотня в Лондоне» Джона Лэндиса началось настоящее столпотворение в кинотеатры на бедных оборотней. Первым эстафету «Воя» подхватил Филипп Мора — довольно известный режиссер, который в 70-х снимал, кажется, весьма неплохое кино. Он снял не слишком удачный сиквел «Вой 2», который поклонники первого фильма ругали на все корки, и решил, что «вытье» себя уже исчерпало.
Поэтому «Вой 3», который доверено было снимать ему же, он задумал превратить в пародию на весь сериал, понимая, что сериал быстро становится пародией на самого себя. Ход хороший. Так же Сэм Рэйми поняв, что его «Зловещие мертвецы» начинают забавлять народ, а не пугать, сам превратил свое детище в шутку и снискал еще большую славу. Если видишь, что над тобой вот-вот начнут смеяться, нужно начать смеяться над собой первым. Люди оценят твою самокритичность и иронию и простят тебя за все неудачи. Старое правило, но до сих пор работающее прекрасно. (Вспомните, чем заканчивались культовые франшизы про Бэтмана, Фредди Крюгера, Джейсона, Чужого с Хищником и т. д. — откровенным стебом над культовыми персонажами жанрового кино).
Филипп Мора, видя, что «Вой» вот-вот отдаст концы, махнул в Австралию, где и продолжил легендарный ужастик, имея на руках невероятно малую бюджетную сумму и нескольких трэш-звезд. Пугать своего зрителя Мора уже не решился. Да и было ли чем? События в «Вое 3» принимают форму такого клинического бреда и такой клинической дешевизны, что испугаться здесь можно только за тех зрителей, кто отдавал свои кровные, чтоб посмотреть всю эту прелесть в кинотеатре.
В поисках оригинальности в теме оборотней режиссер забрел в такую диснеевщину, что даже «Гремлины» рядом с третьим «Воем» покажутся жестоким ужастиком. Во-первых, были нарушены сами каноны жанра — оборотни перестали страшиться серебряных пуль, зависеть от Луны, убивать людей, заражать их своей болезнью и даже, собственно, выть! Оборотни нового поколения — мирные создания, некоторые из которых играют в кино в Калифорнии, другие — сумчатые — живут в Австралии небольшими племенами, третьи — беженцы из СССР, — танцуют на сцене больших и малых академических театров…. Звучит бредово. А как смотрится!!!
Все, что теперь надо оборотням — мирное и взаимовыгодное сосуществование с людьми, простое семейное счастье, карьера, любовь… Они даже не собираются, как «псы-воины», жить в заброшенном лесном домике в глуши — нет, их тянет в мегаполисы, к большим деньгам и к славе.
Естественно, счастливому союзу сумчатой оборотничихи и бедного ассистента режиссера и совместному воспитанию их общего ребенка мешают всякие люди — полицейские, армия, правительство, ученые. На них хотят ставить опыты. Их хотят исследовать. Но потом главные ученый влюбляется в другую оборотниху, священник провозглашает мир с оборотнями, президент тупо острит на тему секса с оборотнем и наступает настоящая идиллия. Все живут вместе, воспитывают детей, оборотни учатся в университетах, играют в кино и к психотерапевту, которому рассказывают о проблемах, возникших на сексуальной почве из-за многососковости и некоторой сумчатости организма. А потом оборотня избирают президентом США. Нет, до этого не доходит. Но могли бы уж стебаться до конца, раз уж начали.
Идиотизм, конечно, неприкрытый. И дело даже не в отличной стебовой задумке режиссера переиначить и высмеять типичные штампы жанра. Желание похвальное, вот только о пародии и комедии он, видимо, имеет очень отдаленное понятие. В фильме много дурацких сцен, рассчитанных на смех, но смешат при этом не они, а те сцены, которые запланированы быть серьезными, да и само желание сделать что-то из ничего тоже смешит.
Да и само качество съемки тоже хромает. У фильма явные проблемы с оператором и натурой. Снималось все, видимо, двумя, или даже одной камерой, да еще и в обычном видеоформате. Грим на уровне фильмов Эда Вуда. Совершенно идиотские резиновые маски, которым даже не попытались придать правдоподобия, легкий шерстяной налет — вот и все, на что не поскупились гримеры. Эффекты тоже бедны — взрывы из фейерверков, десяток статистов, даже на бутафорскую кровь не стали тратиться. Крови в этом фильме ужасов нет вообще! Даже несколько убийств радуют лишь своим неприкрытым тупизмом: оборотень гонится за охотниками, а, когда догоняет, охотники бросают ружья и начинают бегать кругами по поляне, как хомяки по клетке, а оборотень пунктуально мочит каждого, аккуратно поднимая под мышки и аккуратно кидая на землю, отчего бедняги мгновенно умирают.
Правда, есть десяток и вполне удачных шуток, вроде съемок фильма ужасов, на которые попадают герои. Одна сцена с оборотнем, душащим истошно вопящую актрису, многого стоит. Нет даже обнаженки, столь характерной для подобного дешевенького трэша. Это тем более обидно, что актриса в главной роли — Имоджен Эннсли — очень красивая, похожа на молодую Ким Бэссинджер. А в роли профессора засветилась «звезда» дешевого кино Барри Отто, который изредка появляется и в крупнобюджетных постановках, правда, в эпизодических ролях. Играют они, правда, все не ахти, но при том, что от них, видимо, вообще ничего не требовалось, то даже и неплохо для такой фигни.
В общем, если вы хотите увидеть сумчатых оборотней, армию из двух солдат, ни на год не постаревших в течении показанных на экране 30 лет персонажей, оборотней-кенгуру и базуку, стреляющую фейерверками, то смотрите ультракэмповую дешевку «Вой 3».
Мне бы понравилось, если бы не невнятность постановки и натужные попытки рассмешить или совсем уж бесполезные попытки испугать. То, что у Рэйми классно прокатило в «Армии Тьмы», тут совсем не получилось. Может, из-за бюджета, может, из-за отсутствия комедийного таланта у режиссера, может, просто потому, что никто толком не знал, что делать с отснятым материалом. Кстати, фильм, несмотря на свою дешевизну и бредовость, все-таки добрался до театрального проката и собрал внушительную сумму. Кто его смотрел и зачем — я не понимаю. Таким фильмам самое место на видео. Как после него решились продолжить «Вой» еще в 4-х фильмах, — так и останется великой загадкой.
2 из 10
А мне фильм в каком-то смысле даже понравился, так как смотрел я его непосредственно в Австралии, проникнувшись жанром «озплуатейшн»… 🙂
Я, кстати, тоже его недавно пересматривал и мне он в какой-то степени даже понравился. Милая такая хрень. Что, впрочем, не отменяет того, что как фильм он мало чего стоит. )))