Всё тьма, и не найти ответ
В глубоком омуте,
Как будто выключили свет
В далёкой комнате…
Трейлер фильма «Наркоз» настроил меня на просмотр незатейливого мистического фильма о том, как парень бродит по городу в виде астрального тела и пытается вступить в контакт со своей возлюбленной. Калька со знаменитого «Привидения» с Патриком Суэйзи, снятая, дабы разбавить легкомысленное портфолио Джессики Альбы и поправить неудачный старт Хайдена Кристенсена в новых «Звездных войнах».
Я ошибался.
Фильм производит крайне сильное впечатление. В этом «медицинском» триллере нет харизматичных докторов из сериала «Скорая помощь» — процесс хирургического вмешательства показан максимально реалистично, картинка сравнима с вступительными кадрами «Пилы 4». Смотреть на это порой невозможно. Первые же фразы фильма – о том, что иногда смерть наступает по естественным причинам, а иногда… просто выпадает – вызывает дрожь. Слишком серьезно и опасно близко звучит это сегодня, когда смерть забирает известных кино- — и медиа — героев как будто по алфавиту: Абдулов, Бачинский… Жизнь – такая хрупкая вещь…
Герои «Наркоза» существуют на этой хрупкой грани — между явью и сном, будущим и прошлым, жизнью и смертью. И путешествуют они не вовсе не по городским улочкам и не по тоннелям метро. Где же? Прикованные к операционному столу, они могут путешествовать только по собственным воспоминаниям, по коридорам памяти. Ход столь же эффектный, сколь очевидный. И так же просто и естественно – без дорогих спецэффектов – показано, как угасает жизнь – как будто одна за другой гаснут лампы в привычной домашней обстановке. Тьма подступает ближе, ближе… И вот свет сужается до размеров зажженной спички… До огонька сигареты…
Сколько раз мы видели фильмы, когда герои в состоянии смертельной опасности совершали невозможное, поворачивали время вспять, преодолевали немыслимые преграды, и останавливали зло. «Наркоз» являет собой удивительную для кинематографа концепцию тотальной беспомощности главного героя, который уже ничего не может изменить, ни на кого не может повлиять. Он обездвижен, у него вскрыта грудная клетка, у него вырвали сердце… Он лишь слушает, копается в воспоминаниях, пытаясь если не защититься, то хотя бы понять – за что? Это не борьба – это агония.
Какой выбор остается у человека в такой ситуации? Может ли выбор быть сделан за него? Возможно ли спасение? Зритель тоже ничего не может изменить. Он смотрит на экран. И ждёт, когда комната полностью погрузится во тьму…
(с) Dmitrythewind, 2008
Страница фильма «Наркоз» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий