Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Нарушение последовательности событий в хоррор-франшизах

 

Разумеется, фильм «Фредди против Джейсона» («Freddy vs Jason», США, 2003) может быть интересен только поклонникам фильмов ужасов. Или даже более узкому его подклассу – любителям сериалов «Пятница, 13» и «Кошмар на улице Вязов», так как фильм является пересечением обеих лент, совмещая на экране двух самых ярких кино-монстров двух последних десятилетий: Фредди Крюгера и Джейсона Вурхиза. Оба сериала уникальны, хотя их и роднит то, что оба маньяка пользуются холодным оружием – общая тенденция хоррор-фильмов 80-х (например, «Хеллоуин»), возрожденная автором «Кошмаров» Уэсом Крейвеном в 90-х годах трилогией «Крик».

Первый фильм «Пятница, 13» (1980) был идеальным фильмом ужасов начала 80-х: мизерный бюджет, нестандартная сюжетная идея, море крови, приличные кассовые сборы. Уникальность «Пятницы» еще и в том, что это единственный хоррор-сериал, где «плохиш» (Джейсон), как главный героей появляется во второй части, а свой «фирменный» имидж – хоккейную маску – он получил только в «Пятнице, 13, часть 3», в то время как большинство сериалов выдыхается уже на второй серии («Джипперс Крипперс 2», наверное, самый свежий тому пример).

«Кошмар на улице Вязов» (первый фильм появился в 1984 году) – это даже в большей степени классика; в эпоху расцвета видеосалонов поголовно все они крутили на сеансе в 22:00 какой-нибудь из «Кошмаров». Персонаж Фредди Крюгера врезается в неокрепшее сознание, как когти монстра впиваются в тело его очередной жертвы.

И еще оба сериала роднит то, что в их первых фильмах в маленьких ролях жертв снялись будущие звезды: Джонни Депп («Кошмар на улице Вязов») и Кевин Бейкон («Пятница, 13»).

В фильме «Фредди против Джейсона» главные монстры минувших лет сошлись в эффектной схватке. Не будем пересказывать сюжет; занятно другое – данный фильм иллюстрирует достаточно любопытную тенденцию современного американского «сериального» хоррор-кино, условно обозначенную здесь как «тенденция нарушения последовательности».

В чем ее суть? Рано или поздно в сериале наступает момент, когда события следующей серии никак не связаны с предыдущими или отрицают их. Как будто ничего, показанного в прошлой серии, не было. Фильм «Фредди против Джейсона» примечателен тем, что он одновременно является фильмом, отрицающим двух своих предшественников – 7-ю часть «Кошмаров» («Новый кошмар Уэса Крейвена») и 10-ю часть «Пятницы» («Джейсон Икс»). Напомним, что в 7-ом «Кошмаре» выясняется, что Фредди – кинематографическая выдумка (а вы как думали? 😆 ), действие происходит на съемочной площадке фильма, актеры играют самих себя, режиссер Уэс Крейвен рассуждает с экрана о психологических корнях придуманного им монстра, а периодически на экране появляется незагримированной Роберт Энглунд (актер, играющий Фредди) собственной персоной. Потом по фильму на съемочную площадку пробирается «настоящий» Крюгер, и начинается сугубо теоретическое противоборство между актерами и силами зла. Однако в следующей части («Фредди против Джейсона») авторы фильма делают вид, что ничего такого не было, и события идут своим чередом, продолжая 6-й фильм («Фредди мертв: Последний кошмар»).

Аналогично, в 10-й «Пятнице» Джейсона замораживают на 200 лет (!), отправляют в космос (!!), превращают в киборга (!!!), а в финале он красиво сгорает в верхних слоях атмосферы чужой планеты. Приходит черед 11-й серии («Фредди против Джейсона»); что же мы видим? Всё та же Земля… наше время… всё те же схематические подростки схематично бегают по схематичным кукурузным полям, улице Вязов и Хрустальному озеру. А как же космос? Не было космоса. 10-я серия вам «приснилась». Нарушается та самая последовательность, за которую так боролась героиня книги Стивена Кинга «Мизери» Энни Уилкс, заставляя израненного писателя Пола Шелдона продолжать повествование о героине, убитой в прошлой книге, но так, чтобы не нарушалась логическая цепочка.

Любопытно, что это уже второй «откат событий» в «Пятнице»: в серии номер 5 («Пятница, 13: Новое начало») вообще не было Джейсона, его имитирует маньяк (санитар скорой помощи), а главным героем является повзрослевший мальчик Томми из 4-й серии («Пятница, 13: Последняя глава»), который после встречи с Джейсоном проходит курс лечения в психушке. К концу фильма, окончательно свихнувшись, подросток сам становится маньяком. В 6-й части («Пятница, 13: Джейсон жив») вновь появляется Томми, но i) его играет другой актер, ii) никакой психушки не было, никакого маньячества. Весь фильм Томми гоняется за Джейсоном и победно топит его в Хрустальном озере (до следующего фильма). Часть про психушку нам снова «показалась».

Впрочем, это не самый яркий пример нарушения последовательности. В горячо любимом мною «Горце» (не хоррор, но тоже головы срубают) каждый следующий сиквел (1991, 1994, 2000) был продолжением первого фильма (1986), но не предыдущего. Такая схема похожа на куст, где каждая «ветвь» растет от «корня». Этот крайний случай противоположен строгой последовательности, к которой (порой, в ущерб сюжету) иногда стремятся создатели сериалов. Например, в «Чужом 4» для воскрешения героини Рипли, погибшей в 3-ей части, пришлось придумывать длинное объяснение про клонирование (Энни Уилкс была бы в восторге!)

Итак, «Фредди против Джейсона» является примером слияния двух сериалов в один, и, тем не менее, подчиняется законам сериального жанра. Да, мы не увидели в нем ничего принципиально нового, но те, кто любит хоррор-кино и следит за его развитием, конечно, уже купили этот фильм на DVD.

(с) Дмитрий Витер, 2003

P.S. Пожалуй, это была моя первая кинорецензия… Позже, кстати, я узнал, что такое явление в кино, как «отрицание» событий предыдущих сиквелов и построение «альтернативной» версии развития событий, называется «реткон» — от слов «retroactive continuity» ( «ретроактивная последовательность).

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Нарушение последовательности событий в хоррор-франшизах

  • Торгачкин Пётр

    На самом деле отрицаний во франшизах «Пятница 13-е» и «Фредди против Джейсона» гораздо меньше, чем Вы тогда, Дмитрий, 8 лет назад указали. Дело в том, что прыжки в будущее и возвращение в прошлое (выпуск мидквела) — вполне себе нормальное явление. Все эти фишки впервые были придуманы в комиксах и я лично плохого здесь ничего не вижу. Смотрите так: «Джейсон X» никогда и не был, если по-хорошему, очередной частью «Пятницы 13-е». Здесь мы можем увидеть оттуда только Джейсона. Это изначально фильм о Джейсоне из будущего. Дальше. «Кошмар на улице Вязов 7» никогда 7-й частью не считался. Это по-русскому паспорту его так прописали, чтобы не дай Бог не потерять денег от очередного фильма с Фредди. Оригинальное название этого фильма: Wes Craven’s New Nightmare. Говоря нашим языком: «Новый ужастик от Уэса Крэйвена». Уэс признаётся, что подобный фильм давно хотел снять. Здесь он просто высмеял КНУВ, но это не продолжение. Это спин-офф, на минуточку. Всё-таки, чтобы не заблудиться в мире кино и его понятий, надо многое подчерпнуть из знаний о комиксах. Есть понятие «альтернативная вселенная». Так вот, к примеру, «Джейсон Х» — это старт альтернативной вселенной даже, а не просто отправление Джейсона далеко в будущее. Для комиксов — это вполне себе нормальный приём, ведь есть же комиксы о Бэтмане и Спайдермене в будущем (как пример). Кстати, старт особо не удался и «Джейсон Х» в итоге стал многими (на Вашем примере) считаться 10-й частью. Нет, это другая вселенная Джейсона. Даунквелы действительно есть в сериале «Пятница 13-е». Тут я с Вами соглашусь. Ярчайший пример франшизы, построенной на отказе каждой следующей части от событий предыдущей, — это трилогия «Зловещие мертвецы». В «Пятницк 13-й» сей трюк применили единожды, дабы вернуть Джейсона на экраны (фанаты просили сиквела, так что тут обвинять продюссеров — толку нет). Сериал закрыла на «Последней главе» и вернули, воспользовавшись даунквелом, на «Новом начале». Т. е., если быть действительно точным, то «Фредди против Джейсона» — кроссовер, который продолжает события 6-го фильма из сериала КНУВ и события 9-го фильма из сериала «П13» (к слову, намёк на кроссовер в концовке 9-й части был: именно Фредди утащил Джейсона в ад). Первоначально должен был присутствовать в сюжете кроссовера ещё и Эш из «Зловещих мертвецов» (ведь предполагалась экранизация комикса «Фредди против Джейсона против Эша), в 9-й части ведь ещё была отсылка и к «ЗМ» (вспомните книгу мёртвых). Но в итоге оставили двоих маньяков выяснять отношения друг с другом. Если говорить о ретконах, то ярчайший пример его использования — всё-таки франшиза «Хэллоуин». Судите сами: после шести фильмов, которые по сюжету шли вроде как друг за другом, авторы седьмой части сделали откат. Их фильм продолжал дилогию «Хэллоуина» Джона Карпентера и закрывал глаза на события 3-6 частей. Вышедшая затем 8-я часть продолжила сюжет седьмой. Т. е. в итоге фильмов «Хэллоуина» признанных оказалось четыре: 1-2 : 7-8.

  • MidnightMan

    Классная схема рейтинговых поединков двух бойцов перед выходом на ринг за звание чемпиона!

Добавить комментарий

  

  

− 5 = 2