Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на фильм «Мелкий бес» (1995 г.)

 

Всё-таки не просто так, не из любви к русской классике реалист Николай Досталь экранизировал социальный роман символиста Фёдора Сологуба. Ведь главной темой творчества Николая Досталя («Облако-рай», «Коля — Перекати поле») является пошлость провинциальной жизни, исследование обыденной рутины, тины, трясины, из которой люди вроде и хотят вырваться, а, тем не менее, не представляют себе иной жизни, чем та, которую они видят каждый день, а потому боятся перемен. А Фёдор Сологуб, самый загадочный автор рубежа веков в России (одна его недотыкомка чего стоит! — до сих пор не разгадан этот символ), ориентировался не столько на А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, которые впервые в русской литературе реалистически и с сочувствием стали изображать маленького человека, сколько на Антона Чехова, увидевшего в таких героях как Башмачкин не только трагедию униженных и оскорблённых, но и ничтожество жизни, апатию, вполне довольное своим подчинённым положением сознание. Ведь герои Пушкина и Гоголя, эти маленькие люди, которым учат сочувствовать в школе, не могли бы о себе сказать словами Мармеладова: «Нет, бедность не порок. Нищета — вот порок». Не зря же относительно Достоевского гениальный литературовед и философ М. М. Бахтин выдвинул тезис о полифонии его художественного мира. Герои Достоевского не живут в тексте, а сопротивляются ему, противятся судьбе, а также демиургу, однажды сотворившему всех нас. Они, даже находясь в лохмотьях, умудряются сохранять ясный ум, бороться за своё человеческое достоинство, вплоть до девиантного поведения.  Не таковы, конечно, герои Чехова. Пошлая обыденность засасывает их как тина (воистину программно для творчества этого автора название его рассказа «Тина»), и они, поначалу стремясь плыть против течения, в итоге сдаются и умирают как люди. Но прежде чем подвергнуть маленьких людей беспощадной любви Ф. М. Достоевского, тонкому, хирургическому исследованию А. П. Чехова нужны были такие, как Пушкин и Гоголь, кто просто впервые смог бы пожалеть этих несостоявшихся людей, переработанных молохом-обществом.

Фёдор Сологуб творил уже в иное время, в стране, узнавшей реакционность правительства Александра III и несбывшиеся надежды в период правления Николая II (роман написан в 1905 году, как раз в год неудавшейся февральской революции). А потому главный герой Сологуба, учитель гимназии Передонов (отлично сыгранный Сергеем Тарамаевым) сам уже является маленьким молохом. Он не просто смирился с тиной окружающей жизни (смирились его предки, герои Чехова), он стал частью окружающей пошлости. Он по инерции хочет вырваться из провинции, мечтает о должности инспектора училищ, а, соответственно, и о больших делах, но сам он погряз в делах малых, в бытовых дрязгах, в апатии и, самое главное, преисполнился истинного презрения к тем, кто на него не похож, кто не является живым трупом. Возможно, Фёдор Сологуб был первым, кто указал на истоки обыденного насилия в обществе (ведь преступление Передонова логически необъяснимо). Общество само подталкивает своих детей к совершению бессмысленных убийств, а потом судит их, наивно думая, что это и есть правосудие. Но истинный преступник — сама провинция, социальная среда, такая же страшная и безжизненная, как «Пустоши» Терренса Малика, сами как будто убивающие через очередных прирождённых убийц. Среда засасывает, душит и губит людей, которые как губка впитывают то, что их окружает (не зря же криминалисты большое внимание уделяют среде, которая породила очередного маньяка). Передонов Сологуба и Досталя не бес Достоевского и не шекспировский злодей. Он всего лишь жалкий маленький человечишка, квинтэссенция породившей его среды. Он, должно быть, и сам-то не понял почему он убил.

Награды и номинации: номинация на Гран-при Большого конкурса «Кинотавра»

8/10

Страница фильма «Мелкий бес» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Отзыв на фильм «Мелкий бес» (1995 г.)

  • Немного неожиданный фильм для сайта «страшного кино»… Но ведь безнадега, шизофрения и убийства — вполне по теме!

Добавить комментарий

  

  

83 + = 91