Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я — легенда”: Часть 2

 

С приближением осени 1997 года работа над экранизацией «Я — легенды» кипела полным ходом. Было создано много вариантов дизайна гемоцитов, Ридли Скотт вовсю продумывал антураж заброшенного футуристического Лос-Анджелеса (он хотел, чтобы действие разворачивалось в будущем для зрителей тех лет 2005 году), сделаны раскадровки почти всех сцен.

Но чем меньше времени оставалось до начала запланированных съемок, тем все более шаткими в глазах продюсеров выглядели финансовые перспективы проекта:
• бюджет фильма разросся с первоначальных 90 до 108 миллионов долларов и уменьшить его никак не получалось;
• три последние режиссерские работы Скотта не очень успешно выступили в прокате;
• последний проект Шварценеггера «Бэтмен и Робин», выпущенный как раз Warner Bros., был в пух и прах разгромлен критикой и зрителями и почти похоронил еще два года бывшую весьма прибыльнрй франшизу про крылатого мстителя. Вышедший за год до него “Стиратель” (тоже производства Warner Bros.) также не оправдал финансовых ожиданий и принес прибыль лишь за счет видеопроката.

В своей автобиографии, Шварценеггер мельком коснулся ситуации, сложившейся вокруг экранизации романа Мэтисона. По его словам, был еще один фактор, который официально не назывался, но из-за которого проект не состоялся: «Сначала я даже не замечал, что студии не желают иметь со мной дела. Но когда я начинал предлагать сценарии и сюжеты, которыми хотел бы заняться, ко мне относились крайне сдержанно. Постепенно я осознал, что студии не желают вкладывать в меня большие деньги. «Фокс» отказался от идеи снять «Терминатора-3». «Уорнер» зажгла красный свет фильму «Я легенда», постапокалиптической кровавой драме, к съемкам которой должен был приступить этой осенью режиссер Ридли Скотт. Тот запросил бюджет в сто миллионов долларов, в то время как «Уорнер» готова была потратить только восемьдесят миллионов. Точнее, именно эту причину мне назвали – однако в действительности все дело было в моей операции на сердце.»
Таким образом, блокбастер, который должен был окупаться при любых раскладах, в глазах продюсеров постепенно превратился в проект с весьма сомнительными финансовыми перспективами. Первоначально, съемки фильма были отложены на несколько месяцев, а Марку Протосевичу было поручено переписать сценарий, дабы любой ценой уложиться в восьмидесятимиллионный бюджет.
Затем последовали оглушительные провалы «Почтальона» и «Сферы», выпущенные зимой 1997-1998 года, после которых студия официально заморозила все работы над фильмом, решив некоторое время не вкладываться в производство высокобюджетных научно-фантастических лент.  Таким образом, «Я — легенда» стала вторым «закрытым» блокбастером Warner Bros. в том году — первым был «Супермен жив«. Но если в случае с несостоявшимся фильмом Тима Бертона, из-за некоторых особенностей работы над сюжетом фильма зрители возможно потеряли не так и много, то в ситуации с фильмом Скотта отсается только еще раз пожалеть, что мы так никогда и не увидим этот фильм.

После того, как Ридли Скотт и Джон Логан ушли снимать «Гладиатора«, номинальным режиссером фильма недолго числился Роб Боуман, который хотел снимать в главной роли Николаса Кейджа, но вскоре он также покинул проект и сконцентрировался на съемках «Власти огня».
На несколько лет разговоры о фильме стихли, пока, наконец, в 2002 году Шварценеггер, переквалифицировавшийся к тому моменту из исполнителя главной роли в продюсера фильма, не начал переговоры с Майклом Бэем и Уиллом Смитом на предмет их участия. Однако дело снова не сдвинулось дальше разговоров — главе студии Warner Bros. не понравился переписанный скрипт Протосевича, и следующие два года фильм находился в подвешенном состоянии.

Приход Акивы Голдсмана и его первый сценарий

В 2004 году с проекта стряхнули пыль. Студия наняла Акиву Голдсмана для написания нового сценария. Хотя за основу своей работы он брал сценарий Протосевича, но им были использованы и наработки Джона Логана. Уровень насилия уменьшился в разы, чтобы фильм смог получить рейтинг PG-13. Место действия поменялось с Сан-Франциско/Лос-Анджелеса на Нью-Йорк, что, по мнению авторов, должно было лучше передавать масштабы бедствия, а Невиллу вернули собаку.

Легким движением курсора павильон превращается в Манхэттен

Также изменились и цели героя, став более подходящими для голливудского блокбастера — если у Логана и Протосевича Невилл был обычным человеком, который просто хотел выжить, то у Голдсмана он превратился в ученого, пытающегося побороть эпидемию.
К моменту прихода в проект Голдсмана, режиссерское кресло снова стало вакантным — после отказа Бэя от съемок, в качестве основного претендента на этот пост некоторое время рассматривался Гильермо дель Торо, но в итоге он выбрал работу над сиквелом «Хеллбоя».
В конечном счете, выбор продюсеров пал на клипмейкера Фрэнсиса Лоуренса, только что дебютировавшего на большом экране фильмом «Константин: Повелитель тьмы». Главная роль осталась за Уиллом Смитом, у которого из-за задержки в производстве «Хэнкока» весьма удачно появилось свободное время в графике. Поэтому съемки должны были начаться осенью 2006 года — раньше, чем было изначально запланировано.
При этом, Голдсман работал над целыми двумя скриптами, сюжеты которых достаточно сильно отличались друг от друга. Первый из них в итоге лег в основу итогового фильма.  Но был и второй, который  предполагала наличие у Невилла «напарника». Рассмотрим вначале его.
В датированной 8 декабря 2005 года версии действие разворачивалось на Манхэттене. С момента начала эпидемии прошло уже 14 месяцев. Власти эвакуировали с острова всех незараженных людей, после чего взорвали все мосты и тоннели и соорудили световую защиту, которая не должна позволить гемоцитам выбраться наружу. Дело в том, что помимо ультрафиолета, для них также опасен стробоскопический свет, от которого они впадают в кому и умирают.

Время от времени над островом пролетают беспилотные вертолеты и скидывают “спасательные телефоны” – устройства, которым может воспользоваться только незараженный, чтобы вызвать команду для эвакуации. Но доктор Роберт Невилл не собирается так поступать – он намеренно остался на острове. Дело в том, что его жена и дочь заразились и обратились в гемоцитов. Невилл знает, в каком здании они обитают (он установил в городе систему камер для слежки) и одержимо работает над созданием вакцины, чтобы излечить своих любимых.

Время от времени Роберт смотрит новости по CNN, которые не вселяют в него большого оптимизма – вирус продолжает распространяться по планете, и правительство в качестве последней меры подумывает над тем, чтобы использовать нейтронное оружие для уничтожения очагов инфекции.

Насколько известно Невиллу, он остается последним человеком на Манхэттене – жаждущие свежей крови гемоциты съели всех незараженных людей, кошек, собак, крыс и даже львов из зоопарка.  Время от времени Невилл ловит кого-то из гемоцитов, и испытывает на них разные варианты своей сыворотки, но результат всегда один и тот же – смерть подопечного.
И вот, во время одного из обходов, Невилль внезапно находит еще одного выжившего – некоего Филлипа, который работал поваром в ресторане, и все это время прятался в хранилище для продуктов. Невилль постепенно вводит Филлипа в курс дела, показывает во что превратился Манхэттен и рассказывает, как вызвать спасателей. Но пока они не прилетели, герою понадобится его помощь чтобы вытащить из лаборатории кое-какое оборудование, без которого он не сможет дальше работать.
Но все идет не так. По какой-то причине закат “наступает” раньше, чем должен был, а защитная система на машине Невилла не срабатывает и героя чуть не съедают гемоциты. Добравшись до дома, Невилл узнает правду – оказывается, у болезни есть не две как он считал до этого, а три стадии.
Больные достигшие третьей стадии, внешне уже ничем не отличаются от незараженных людей, не имеют аллергии на ультрафиолет (но стробоскопический свет все еще смертелен для них), но при этом их кожа куда прочнее, чем у человека. Для Филлипа встреча с Невиллом была своего рода выпускным экзаменом, проверкой, сможет ли он одурачить настоящего человека. Теперь, гемоциты намерены выбраться за пределы Манхэттена, тем более что Невилл сам вызвал для них вертолет.

Невиллу удается воткнуть шприц с сывороткой в глаз Филлипу, после чего тот умирает, но перед смертью показывает признаки излечение от болезни. Значит, сыворотка Невилла работает на тех зараженных, которые достигли третьей стадии болезни.
Невилл использует феромоны гемоцитов чтобы проникнуть внутрь их логова, после чего излечивает жену и дочь, и направляется с ними к руинам Бруклинского моста, где должны приземлиться спасатели. Появляется несколько вертолетов, Невилл с семьей садится в них… и после этого из-под нижних опор моста вылазят тысячи гемоцитов, которые образуют своего рода живую лестницу и забираются в вертолеты, после чего с помощью одного из них уничтожают стробоскопическую защиту, которая мешала им перебраться на другой берег.

Вертолет, где находился Невилл, тоже падает, но на другой стороне взорванного моста. Его жена погибает, и герой отправляет дочь с собакой к армейским баррикадам, а сам вызывает по радио авиацию, и остается на мосту, сдерживая толпу перебирающихся сквозь провал гемоцитов. Наконец прилетают самолеты, которые взрывают остатки моста вместе с Невиллом и армией зараженных. В финале, ученые используют кровь дочки Невилла чтобы создать вакцину.
Слабая заключительная часть была отличительной чертой кажется почти всех сценариев экранизации, и данная версия Голдсмана отнюдь не исключение. Его финал оставлял ряд серьезных вопросов без ответа, например:
*Почему Невилл раньше никогда не встречал гемоцитов третьей стадии, в то время как в конце  выясняется что их счет шел на десятки тысяч?
*Каким образом его сыворотка подействовала на жену и дочь, если в начале сценария нам показывали, что они совсем не были похожи на людей, т.е. еще явно не достигли третьей стадии?
*Почему все анализы Невилла показали что Филипп не заражен, но при этом гемоциты не могли обмануть простой сканер спасательного телефона чтобы вызвать вертолет?
*Если гемоциты третьей стадии это, в сущности, разумные люди, только с бронированной кожей и тягой к крови – почему они не могли придумать какого-то способа выбраться с Манхэттена без помощи Невилла? Неужели на Манхэттене не нашлось ни одной лодки? Они не могли сделать какой-нибудь делтаплан?
*Что это за чудо-вирус, который делает носителей участниками коллективного разума (в сценарии есть жирный намек на то, что воспоминания одного гемоцита каким-то телепатическим образом становятся доступными каждой особи)?
*Каким образом лекарство Невилла остановит эпидемию, если оно излечивает лишь больных достигших третьей стадии, для чего требуются месяцы, а то и годы?

Еще один альтернативный дизайн зараженных. «Я — легенда» вероятно первый фильм в истории, где на мой взгляд каждый рассматривавшийся вариант облика гемоцитов был лучше той компьютерной графики, что использовалась в фильме.

Известно, что в 2006 году в прессе появлялись сообщения о том, что компанию Уиллу Смиту в экранизации романа составит Джонни Депп. Поскольку в итоговом фильме не было  абсолютно никаких намеков на существование персонажей, которых в принципе мог бы сыграть Депп, вероятно тогда все сочли эти старые новости уткой. Но исходя из этого сценария, похоже что эти разговоры имели под собой определенное основание.

Так или иначе, но в итоге выбор был сделан в пользу другого сценария Голдсмана. Возможно, что студию тоже не устроила концовка, возможно что продюсеры решили что не потянут гонорары для двух звезд. Или же сам Смит решил, что ему ни к чему делить с кем-то экранное время.
Напоследок стоит заметить, что в сценарии все же был один достаточно интригующий момент, который к сожалению никак не был обыгран в финале. В одном из диалогов, Невилл ненароком упоминал, что уже кажется видел некоторые из выпусков новостей. В то же время, в сцене вызова спасателей, вместо живого человека героям отвечала компьютерная программа. Из-за этого создавалось ощущение, что в финале нас ждет какой-то глобальный твист.
Например, мы узнаем, что все человечество уже вымерло, что было бы весьма иронично. Во всех предыдущих работах нас первоначально пытались заставить поверить в то, что Невилл действительно являлся последним человеком хотя это было не так –  а в этой версии практически с самого начала ясно давали понять, что цивилизация еще не погибла .

Или можно вспомнить “28 дней спустя”, где как выяснялось эпидемия так и не смогла выбраться за пределы зараженных островов и остальной мир все это время жил без изменений, ожидая, пока зараженные сами по себе умрут.
Так что, кто знает, возможно где-то существует еще одна версия данного сценария, но с другой концовкой?

Второй сценарий Акивы Голдсмана

Датированная июлем 2006 года вторая, 117-страничная версия сценария Голдсмана, была уже очень похожа на итоговый фильм. Основные различия заключались в следующем:
• отсутствовала вступительная сцена интервью на телешоу с доктором Крипен. Вместо этого объяснение происхождения вируса давалось в середине сценария в одном из флэшбеков;
• каждую неделю Невилл менял передаваемое им по радио сообщение, чтобы выжившие (в случае его гибели) не рисковали жизнью, приходя на указанное им место встречи;
• сцена, где олень прячется от Невилла в здании, должна была происходить в штаб-квартире ООН. Поняв, что там находится гнездо тварей, Невилл надевал кевларовый костюм, брал очки ночного видения, после чего входил внутрь и с помощью фосфорных гранат выгонял монстров на солнечный свет;

• после того, как собака Невилла заражалась, он не убивал ее, а оставлял в живых, чтобы в конце скрипта благополучно исцелить;
• после ранения Невилла следовала длинная шестистраничная сцена его галлюцинаций;
• ночная сцена на пирсе выглядела по-другому — Невилл брал с собой кучу оружия, выманивал гемоцитов, после чего открывал по ним яростный огонь, как сумасшедший меняя автоматы. Когда же гемоцитам практически удавалось добраться до него, на помощь приходила Анна, и следовала длинная сцена погони, где гемоциты преследовали машину по пустынным улицам Манхэтенна;
• после появления Анны было большое количество эпизодов, не вошедших в фильм — прогулки по заброшенному городу, рассказы о выживании, сцена секса между ней и Невиллом;
• изобретение сыворотки от вируса становилось возможным после того, как Невилл, взяв у Анны и Итона образцы крови, сумел выделить ген, который делал их устойчивыми к вирусу;

• концовка, пусть и со стилистическими отличиями, но по общему смыслу примерно соответствовала той, что была первоначально отснята. В финальных кадрах Невилл с новоприобретенной семьей, вылеченной собакой и лекарством отправлялся в Вермонт в поисках колонии выживших.

Несмотря на все переписывания, часть сценария после появления новых персонажей все равно сильно проигрывала первой версии. В итоге, Лоуренс не нашел лучшего решения, чем просто вырезать примерно половину сцен между Невилллом и Анной, отчего ее появление сместилось с середины на последнюю треть фильма.

Удаленные сцены с комментариями
Также была изменена концовка фильма — тестовой аудитории не понравилась идея того, что все это время вождь гемоцитов просто пытался спасти свою любимую и что даже у таких созданий есть чувства, которые мы априори считаем присущими только человеку. Поэтому в переснятой концовке все остатки наследия Мэтисона были окончательно выброшены в мусорный ящик — Невилл жертвует собой во имя человечества, а монстры так и остались тупыми зверями, пытавшимися съесть героя, хотя это полностью противоречило как книге, так даже и всем предыдущим сценариям.
Первоначальный финал фильма
Но в итоге, даже если с художественной точки зрения все возможно вышло и не лучшим образом, зато с финансовой для студии все сложилось как нельзя удачно — фильм собрал почти 600 миллионов долларов, чему не смогла помешать даже утекшая в сеть копия картины.
Продюсеры, посчитав прибыль, схватились за голову и пару лет искали способы, чтобы снять сиквел, вернув туда персонажа Уилла Смита, но пока к счастью так и не придумали для этого приемлимый способ. Сам Смит в очередной раз подтвердил свое реноме одного из самых кассовых актеров десятилетия, а фанаты романа Мэтисона привычно посетовали на Голливуд, который в угоду прибыли готов извратить что угодно. Надо думать, что их мнение вряд ли был услышано в хоре голосов, восхищавшихся высокими кассовыми сборами картины.
Существуют фильмы, история создания которых зачастую интереснее итогового продукта и на мой взгляд «Я — легенда»относится как раз к их числу. В каждом из рассматривавшихся вариантов было что-то свое, какая-то своя изюминка, как и свои недостатки. В итоговом же фильме создатели пошли на ряд компромиссов — и пускай в ленте Лоуренса все же есть свои моменты, но я считаю что даже в формате блокбастера из этого материала могло получиться что-то большое.
Но все это дела давно минувших дней. Фильм давно вышел на экраны, и все что нам остается, так это вспоминать всю эту историю его создания. Может, ей и не суждено стать легендой, но, по крайней мере, она займет почетное место в галлерее самых известных голливудских долгостроев XX-XXI веков.
ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

43 − 33 =