Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

СуперНос — отзыв на криминальную фэнтези-драму «Парфюмер: История одного убийцы» (Perfume: The Story of a Murderer, 2006 г.)

 

13Том Тыквер сказал, возможно, о красоте, а, возможно, о жестокости своего творения: «Эстетика фильма — темная, и в центре повествования стоит темная фигура. Мы ориентировались на художников Караваджо, Джозефа Райта, Рембрандта, на чьих полотнах тьма освещается всего несколькими источниками света».

Правда, искать в фильме света нравственного и, тем более, духовного, Света Правды, — не стоит. Предметом тыкверовской экранизации все-таки стала книжка, которую критики не раз называли «программным романом антигуманизма». И, как в книге, так и в фильме, единственным светом является запах — то бишь и зрение, и вкус, и слух, и мозг, и инстинкты, и чувства главного героя — в одном. Запах — он бывает страшным и красивым… У Тыквера это заметнее, ощутимее, чем в романе, — вычурно-замысловатое сочетание жуткой чернухи, натурализма, отталкивающих подробностей с постоянным ощущением присутствия немыслимой красоты рядом. Что это — возвышенное снижение? Снижающая возвышенность? Вопросы бессмысленны. Роман, как и следующий с упорством бронепоезда его фабуле фильм, — это кубик Рубика, который ни при каких обстоятельствах не соберется до конца.

27243529Есть книги, которые всеми силами сопротивляются театральному или киновмешательству в свои абсолютно автономные жизни и судьбы. К разряду таких произведений, наверное, можно отнести не только «Парфюмера», но и «Лолиту», «Москву-Петушки», «Охоту на овец», и все те, где явное и неявное присутствие автора, его голос, нервы, страхи, комплексы, словесные и смысловые игры, прятки, перформансы и попытки проникнуть за грани дозволенного важнее и сюжета, и идеи. Все знают, что книга «Парфюмер» — это литература для литературы, атмосфера ради атмосферы, текст о тексте, игра игры. Изощреннейшая парфюмированная «литературность» текста Зюскинда не вызывает сомнений. И в целом Кубрик (который все-таки фильм не снял, даже не пытался) прав: текст экранизировать почти невозможно. По крайней мере, с расчетом на коммерческий успех.

45356780_4Но Т. Тыквер, балансируя на грани между созданием массового и элитарного кино, сделал это. Он дал action («экшен»), узнаваемость и подтекст, загадочность одновременно. Его киноповествование динамичнее, увлекательнее зюскиндовского, что достигается за счет постоянно, непрерывно разворачивающегося действия. Не столько «доступность», сколько «активность» и зрелищность киноповествования — вот те качества, которые принесли фильму успех у публики.

Все это касательно формы. А как же содержание? Гренуй — это формула, идея, оригинальная литературная находка Зюскинда (не случайно критик М. Гросицкая сравнила его с Алхимиком и Человеком-Овцой). А в фильме он умеет чувствовать как человек. Помните, на эшафоте он — с намеком на душевную боль — видит свою первую жертву. Герой-концепт все-таки призван представлять не психологическую, а интеллектуально-аналитическую глубину. Тем более что смысловые ингредиенты, придуманные «парфюмером» Зюскиндом, почти неисчерпаемы: и психоаналитический, и мифологический, архетипический, и интертекстуальный, и масскультовый… И трактовать их можно до бесконечности. Обратимся к роману и сделаем ряд предположений.

75413035503214597878Во-первых, текст явно намекает на центральные категории фрейдизма Я (Персона) — Сверх Я — Оно (Тень Я)? Гренуй не Персона. Он как пустой флакон от духов, который не имеет запаха по причине отсутствия содержимого. Не наивность, не простота, не одаренный примитивизм (что собственно и исходит от игры Б. Уишоу), а именно принципиальная пустота. Формула развоплощения. Тень Я (ОНО), которая стремится стать не Персоной (Я) даже, а Сверхперсоной, алчет идеала, Абсолюта, ищет и находит невозможное.

24810_originalВо-вторых, перед нами Пигмалион, который, являясь ничем, хочет создать Все, увековечив совершенство Галатеи, придав ей статус неизменной и умертвив в своем совершенном творении — духах. Формула антиэстетики Ш. Бодлера — лишь то прекрасно, что мертво — продолжает работать. И зарабатывать.

В-третьих, талант — это всегда бунтарь и преступник перед социумом. Поиск красоты — преступление перед обществом. Идеалу не ужиться в мире, потому что он способен разрушать и убивать, как сбывшаяся мечта. Он будет затоптан, забыт, уничтожен, выброшен в грязь, словно опустошенный флакон — величайшее творение художника, съеденного чернью. Кстати, трактовка «Парфюмера» как МЕТАметафоры, собирательного портрета Мастера, который ради искусства готов пойти на любые жертвы и просто обречен подчиняться воле своего таланта, дару, рвущемуся наружу и заполняющему собой все помыслы и желания, очень распространена.

perfume_28В-четвертых, наш парфюмер — Злодей и гений. Моцарт и Сальери. Моцарт-Гринуй — дитя и творец высочайшей гармонии, и Сальери-Гринуй — гений зла и убийца красоты. Иль это неправда? И не был создателем убийца?

Спектр мифологических аллюзий и ассоциаций, которые вызывает герой, также довольно широк. Перед нами то ли падший ангел Азазель, который не в состоянии смириться с тем, что «никто как Бог», и хочет обладать его силой и властью. То ли Прометей, который вместо «вечного огня» стремится оставить в мире вечную красоту, самым верным символическим выражением которой может быть только что-то зыбкое, нечеткое, рационально необъяснимое, как запах, воздух, «легкое дыхание» красноволосой девушки, режущей желтые сливы. В нем сведены еще и такие архетипические персоны, как Разрушитель и Создатель, Убийца и Жертва, Судья и Осужденный…

Perfume3Необходимо отметить и многослойное совмещение в Гренуэе различных ипостасей масскультового героя. Он подается читателю и в «обертке» Антилидера, и в «обертке» Объекта Желания, он же и Жертва (своеобразная Золушка в мастерских своих хозяев), он и Комическая фигура (объект для насмешек толпы, чудак), он и Супергерой (точнее, СуперНос).

Множить интертекстуальные догадки можно бесконечно. Как это можно снять?

Однако в большом кино могут все. Даже превратить посредством экранизации изысканный и безобразный постмодернистский «текст ради текста» в выгодное коммерческое начинание. Рецепт его прост: прояснить смысл, сократив количество идей, динамизировать и обострить сюжет, увлечь красотой картинки, дать узнаваемые типажи (Супергерой, Преследователь, Жертва, Объект Желания) и сосредоточить внимание на двух темах — насилия и эротики, которые на языке киномасскульта имеют схожие смысловые оттенки, потому что обращены к инстинктам.

Страница фильма «Парфюмер: История одного убийцы» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 2 = 12