Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на драму «Все умрут, а я останусь» (2008 г.)

 

775aa36e05dd5be62272970cf395b9edДавно у нас не снимали школьные драмы! Не так уж часто наш кинематограф балует и серьёзными фильмами о молодёжи (на память приходит только хороший режиссёр Андрей Прошкин с его фильмами «Спартак и Калашников» и «Игры мотыльков»). И в этой связи Валерия Гай Германика с её принципиальным интересом к жизни современных подростков (забавно, что она сама, если верить её интервью, мало ходила в школу, предпочитая домашнее обучение) представляет интересное явление. Конечно, такой режиссёр, как Германика, в России появился неслучайно. Это своеобразная дань европейской моде на фильмы о школе и школьниках (достаточно назвать такие фестивальные ленты, как «Слон» Гаса Ван Сента или эстонский «Класс»). Поэтому нет ничего удивительного, что её полнометражный дебют «Все умрут а я останусь» (в титрах написано именно так) получил фестивальное признание как у нас в России («Золотой орёл» режиссёру как открытию года), так и на Западе (два приза «Каннского кинофестиваля»). Удивительно другое: с каким негодованием, а то и ненавистью встретила работы этого неординарного режиссёра почтенная публика, договорившаяся до того, что такого в школе решительно не бывает, и всё у нас хорошо. На самом деле, конечно же, это не так. Школьники как раз в основном такие, как и показала их Германика в своём полнометражном дебюте, и название фильма (увы, лишённое нужной запятой) вполне хорошо отражает как пофигизм современной молодёжи, так и главную установку пубертатного возраста, когда действительно кажется, что весь мир должен вращаться вокруг тебя. Кроме того, недовольные зрители как-то забывают, что фильм Германики хорошо вписывается и в традицию постсоветского школьного кино, посвящённого старшеклассникам («Чучело» Ролана Быкова, «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдара Рязанова или «Куколка» Исаака Фридберга), где показаны как раз острые конфликты, возникающие как между самими школьниками, так и между учениками и учителями.
Возможно, некоторые, особо непримиримые ненавистники Германики, могли подумать, что и сам режиссёр такой же, как её герои, считающий себя пупом земли и причисляющий себя к «золотой молодёжи». Однако Германика держится достаточно скромно, чего нельзя сказать о её хулителях, которые, ссылаясь на «жёлтую» «Экспресс газету» и на интервью самой Германики (хотя это может оказаться просто дешёвый эпатаж, так свойственный молодым режиссёрам), пишут, что Германика принимала участие в съёмках порнофильмов в качестве оператора! Масла в огонь подлили и учителя, может быть впервые почувствовавшие поддержку Министерства образования, которые дружно принялись ругать её сериал «Школа» как развращающее молодёжь явление массовой культуры (где они, эти заботливые дяди и тёти, были раньше, ведь наш телеэфир уже давно утонул в низкосортных зрелищах, типа «Дома-2» и массы пустых «мыльных» сериалов, типа «Кармелиты»)? Но наше общество, обладающее, увы, реактивным стадным мышлением, начинает проявлять активность только когда кто-то наступит на больную мозоль (ну чем школа ей не является?).
775aa36e05dd5be62272970cf395b9edКонечно, Валерия Гай Германика ещё не всё умеет (в частности, в дебюте режиссёр предоставил оператору полную свободу действий, что, конечно, профессионал никогда не сделает, а «Школа» так и вовсе снята неровно с точки зрения операторской работы). Возможно, её желание беспристрастно изображать действительность может не всем нравиться. Однако нельзя не отдать должное её последовательности и упорству в отстаивании своего взгляда на современную молодёжь.
Работы Валерии Гай Германики в большей степени рассчитаны на тех зрителей, кто сам был молодым в 1990-е и 2000-е годы, иначе действительно может показаться (а многим и показалось), что это всё воображение режиссёра, чернуха в худшем смысле этого слова, не имеющая отношения к действительности. Увы, это не так. И в контексте этих размышлений нельзя не вспомнить английскую идиому «слон в комнате», употребляющуюся в тех случаях, когда кто-то (в нашем случае общество) делает вид, что не замечает какую-нибудь очевидную проблему (в данном случае проблемы современной молодёжи).

6,5/10

19 — 20. 01. 2010

Страница фильма в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Отзыв на драму «Все умрут, а я останусь» (2008 г.)

  • Хорошая рецензия, Андрей! Не могу сказать, что происходит в российских школах сейчас, но с уверенностью могу сказать, что многие из того, что показано в фильме, реально происходило в 1990-х, видел сам…

  • MidnightMan

    Да, отличный разбор фильма и его идеи. Особенно понравилась мысль, что рассчитан он больше на молодого зрителя, который ещё не склонен идеализировать школьные годы, что пришлись почти на нашу современность. Лично сам оканчивал школу где-то в середине двухтысячных и могу сказать, что она была такая – палец в рот не клади во всех смыслах, и многое показанное на экране правдиво, особенно тотальный пофигизм с эгоцентризмом морально дезориентированных подростков, которые ни о чём не мечтают и никуда не стремятся. А вообще, на мой взгляд, «Дом 2» гораздо более чернушен, нежели этот фильм, ведь он идёт каждый день и его зрительскую аудиторию составляют подростки (а не как здесь – взрослые критики на кинофестивалях), невольно впитывающие и перенимающие увиденное.

  • Роберт Виллэн

    Да, я тоже помню разные такие случаи из школы. Я окончил на 4 года раньше этого фильма.

Добавить комментарий

  

  

− 4 = 2