В зеркальном триптихе от британских телевизионщиков под названием «Чёрное зеркало», мир гипотетического будущего не чернее мира настоящего и не страшнее мира прошедшего. Осью сюжетного средоточия непредсказуемых (и различных по стилистике) новелл являются технологические ноу-хау, которым обыватель молится, будто золотым тельцам; без которых не представляет не только свою жизнь, но и жизнь вообще. Человеку до жути хочется верить в значимость изобретения колеса, велосипеда и, тем более, ЭВМ. Хочется верить в совершенствуемый быт, который просто обязан как тягловая лошадь тащить вперёд к прогрессу и его создателей, и многочисленных пользователей. Как бы ни так…
Три зеркальных триллера от трёх режиссёров. Нулевое фабульное пересечение, но глобальная идейная направленность. Взаимоотношения в обществе через механизмы сообщения от сетевых ресурсов, СМИ и ангажированного телевещания до персональных микросхемных «радостей». Социум в первой серии практически современен, зависим от повсеместных твиттеров, айфонов, фэйсбуков. Оттого история об английском премьере, который должен во имя спасения похищенной принцессы, прилюдно полюбить свинью в самом прикладном значении этого слова, выглядит скорее в духе воннегутовской сатиры и не кажется особо фантастичной. А вот серия о выдрессированных потребителях, обитающих в одиночных нанотехнологичных квартирках — чистый футуризм по типу антиутопических измышлений Хаксли и Оруэлла. Третий сюжет более классичен. Муж — параноик подозревает жену в измене. Обычное дело, но у персонажей встроены в голову микрочипы, записывающие всё, что попадает в поле зрения. А, значит, оправдаться ни у кого не получится.
Создатели мини-сериала рассказывают о людях целеустремлённых, но среднестатистических, позволяя как можно большей аудитории экстраполировать собственные чаяния и страхи. Проект даёт возможность вглядеться в «зеркало» обыденности и не увидеть знакомого (или лучше желаемого) отражения. Обыгрываемые ситуации интерпретированы таким образом, что правильный выбор сделать невозможно. Повсюду мрак. Стремления к лучшему оборачиваются очередным самообманом. Технологии не делают человека лучше, да и вообще никак не изменяют его сознание. Они лишают его сомнений, забирают время на рефлексию, обнажают духовную скудость и, главное, не дают вторых шансов. Точка зрения не нова и пессимистична, но высказана до жути убедительно. Нарочитая гротескность происходящего эффектно демонстрирует разницу в дуалистическом взаимодействии цивилизация и человека. У последнего, как правило, только два исхода: либо принять волевую пассивность как данность и стать зомби, либо обречь себя на несчастья. Никаких поучений, только фиксация, оригинальность которой — в ракурсе, располагающем к ощущению себя заложником смоделированных, но реалистичных до абсурдности обстоятельств.
«Чёрное зеркало» — плакатное предупреждение. Но было бы наглой самоуверенностью видеть в нём рекомендацию к переменам. Если за тысячи лет человечество не изменилось под влиянием ошеломляющих открытий, то глупо думать, что сдвиг произойдёт в искусственной конструкции выверенной вселенной «Большого брата». Зато ещё одно разоблачительное произведение искусства, разрешило быть нам теми, кто мы есть. Если погрешности допустимы и в самом прозрачном стекле — с мутных материй никакого спроса.
Добавить комментарий