В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013″, КЛУБ-КРИК начинает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм российского режиссера Альберта Мкртчяна — «Прикосновение», номинированный на специальную премию фестиваля. В качестве почетных гостей премии приглашены актеры Александр Зуев и Николай Аверюшкин.
«Уходим в лучший мир»
На мой взгляд не очень известный, но явно требующий самого пристального внимания российский мистический триллер начала 90-х. На самом деле российских фильмов с такой зловещей атмосферой, чувствующимся действительно напряжением в некоторых моментах, подавленностью и пронзительной фатальностью последних сцен я не припомню.
Сюжет картины держится на вещах заведомо тёмных, загадочных и оттого привлекательных. В полной саспенса первой сцене женщина просыпается в ночи от громких и периодических звуков непонятного происхождения, которые доносятся из соседской квартиры. На леденящий душу и пронзающий сердце в кромешной тиши лестничной площадки в квартиру звонок никто не открывает, но дверь с тягчайшим театрально замедленным скрипом отпирается и женщина проходит к соседке. Здесь она обнаруживает два тела — мать Ольга с перерезанными венами и её сына Коли, видимо, задушенного подушкой. У обоих странные выражения лиц. На место происшествия прибывает следователь по особо важным делам Андрей.
На их похоронах Андрей знакомится с Мариной — сестрой Ольги. Они едут в ресторан (сцена со слепцом роли в сюжете не играет никакой, но заведомо в ресторане создаёт и поддерживает ауру мистичности и даже какой-то небольшой галлюцинаторности, я бы даже сказал поэтически-алкогольной, но в целом в ресторане атмосфера доброжелательная и даже весёлая). Здесь Андрей узнаёт, что сподвигший на самоубийство Ольги призрак её отца, Николая Ильича, являлся не только ей, но и Марине также и он же предсказал ей будущую женитьбу с Андреем.
Андрей едет на кладбище к могиле Николая Ильича, и здесь мы видим полные мрака и могильной жути кадры кладбища (то ли моя версия фильма такая, то ли действительно цветовая гамма фильма блёклая и смазанная, но всё это лишь всецело вторит атмосфере неустанного движения к трагедии. Здесь же оператор опять применяет свои съёмки «сферической линзой» (или как это вообще называется), которые саспенса нагоняют не хилого, да и ракурсы при этом он избирает заманчивые). Перед могилой призрака он фактически продаёт свою душу целям сподвижников смерти форзи — увлечению людей в мир иной (призрак говорит с Андреем через рупор железнодорожников. Задумка интересная). А каков только монолог Андрея, полный эмоциональности и всё той же фатальности. Николай Ильич благоволит Андрею, но даёт зарок и запрет на произношение им этой глупой и дурацкой фразы «Жизнь прекрасна и удивительна!».
Через неделю после похорон Андрей действительно женится на Марине, они едут в свадебное путешествие и всё идёт хорошо, идиллия… но Андрей ляпает указанную фразу два раза (в первый раз трагедию избежать удалось, во второй не получилось). Собственно начало конца положено. Впереди лишь паника, безысходность и пронзающая душу трагедия.
Повторюсь по поводу блёклости красок. Действуют они замечательно, даже в дневных моментах таится что-то чёрное и ирреальное. В напряжении картина постоянно не держит, но в иных моментах оно есть… и держит и не отпускает. Атмосфера той же мистичности постоянна, я думаю, а в моменты необходимости давит на зрителя действительно. А портрет Николая Ильича с этим взглядом злобной и, в то же время, испуганной печали (говорят, чтобы добиться такого эффекта, снимали Дударенко и не раз, и не два, и не десять), покруче там всяких смертельных кассет из звонков японских будет.
Вспоминаются ещё моменты после обрушения гостиничного комплекса. Вообще собака Андрея «Смог» играет во взаимоотношениях героев немаловажную роль. А вот само падение здания выглядит не так уж и уныло, бюджетно, конечно, но вполне неплохо. Когда началась всеобщая паника, крики, вопли, стоны… и этот чудовищный сумасшедший старик, которому играть Кащея Бессмертного с его голосом и лицом, на руинах выдаёт что-то галлюцинаторное по поводу муравьёв и муравейников, указывая на закутанные мёртвые тела как на яйца муравьёв. С этим моментом всеобщая атмосфера краха выигрывает очень многое.
Финала такого я не ожидал увидеть, но он в меня проник до глубины души. Чёрная трагедия после потери всего, что было, со всё тем же мистическим элементом (телефонный звонок — Николай Ильич о себе напомнил) и безумием тоски на предсмертной записке «Жизнь прекрасна и удивительна!»… А ведь ещё недавно Андрей по-следовательски улыбался, глядя на записку Ольги «Уходим в лучший мир».
Страница фильма «Прикосновение» в КЛУБ-КРИКе
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ЕЖЕГОДНОЙ РОССИЙСКОЙ КИНОПРЕМИИ В ЖАНРЕ УЖАСОВ
Добавить комментарий