Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Трубы бюрократии, или Небо внутри — отзыв на фантастический триллер «Бразилия» (Brazil, 1985 г.)

 

436н7-рПорвав с монтипайтоновской скетчевой стилистикой, но унаследовав ее непревзойденный черный юмор, Терри Гиллиам снимает кино, закрепившее за ним статус одного из лучших голливудских визионеров. Стартуя прикупленными по случаю облаками и мерцающей неоновой вывеской, «Бразилия» 84caef6a009cраспахивает двери в дивный новый мир. Мир тот являет собой бюрократический рай, где без бумажки 467b375db718ff35da3c675f6363ты букашка, а на каждую расписку приходится расписка в получении расписки. Случайно сбившая типографские настройки муха становится виновницей неприятного инцидента, когда вместо террориста Гарри Таттла владеющее миром Министерство сбора информации арестовывает тихого семьянина Арчибальда Баттла. Соседка последнего пытается 38399c252ad9910bc00bc6db5b70добиться правды, а скромный клерк Сэм Лаури — спасти слишком любопытную девицу, что гением чистой красоты является к нему во снах.45096771_brazil416

Эти самые сны становятся частью двухуровневой структуры фильма, кривым зеркалом отражая события, происходящие в жизни героя. Реальность здесь — антиутопическое стимпанковое пространство недавнего будущего, где бал правит разбушевавшаяся эклектика. Викторианские интерьеры мирно соседствуют с причудливыми футуристическими приборами, а пропитавшиеся табаком и нуаром строгие костюмы клерков — с немыслимыми 1329472373_braziliya_1985_unrated_directors_cut_dual_bdrip-avc_ac3_-hq-video_mkv_snapshot_00_04_41_2012_02_17_20_27_13нарядами престарелых див. Сам город представляет собой своеобразный небоскреб, ab0e6f4eab70d18a5f595600b1b4верхними этажами упирающийся в нарисованное небо и опутанный системами коммуникаций. Вода, отопление, электричество, телефонная связь — все, без чего немыслима нынешняя цивилизации — здесь сковывает и уродует ее, визуализируясь в несметном множестве труб. Труб разных форм, цветов и диаметров, вырастающих из старинных гобеленов brazil_photo_1особняка мадам Лаури, выныривающих из декоративного фонтана помпезного ресторана и ветвящихся в уютной гостиной Баттлов. brazil22Не выступают наружу они только в холостяцкой квартире Сэма, словно подчеркивая его нежелание жить по правилам, установленным этим миром. Мрачным миром, смахивающим на большую канализацию, населенную серыми канцелярскими крысами. Одинаковые шляпы, плащи и сюртуки снуют туда-сюда по бесконечным коридорам с кипами бумаг, на которые нужно braziliyaпоставить подписи, штампы, резолюции. Маховик бюрократической махины способен сбить с ног, а столкнувшийся с ним маленький braziliya_1_5человечек обречен на мытарства несчастного Йозефа К. Величие системы и ничтожность каждого ее винтика наиболее остро ощущаются в огромных полутемных вестибюлях министерств с их высоченными сводами, огромными скульптурами и бесконечными мраморными подступами к справочной стойке.

kinopoisk.ruВнешне «Бразилия» действительно больше кафкианская, чем, несмотря на бытующее мнение, оруэлловская, но и то лишь каркасно.p_f Если собрать воедино едкие сатирические зарисовки, разбросанные по фильму, станет понятно, что Гиллиам мимоходом высмеял все, что попалось под руку. Вы уверены, что ваш начальник — идиот? Полюбуйтесь на истеричного мистера Курцмана, который не умеет принимать решения и панически боится ответственности. А сами, наверное, просиживаете половину рабочего времени в интернете? Так и здесь офисный планктон, развивая слух, бдительность и боковое зрение, смотрит старую добрую «Касабланку». Далее — не менее 16593_2правдоподобно оживают иные миниатюры из среднестатистической жизни. 68173671f15fДорогие рестораны втюхивают вместо еды какие-то поносные шарики, солидные мужчины в транспорте прячут глаза за газетами при виде женщины-инвалида, а коммунальные службы неприкрыто радуются, когда им удается окончательно все доломать вместо того, чтобы починить. Страну тринадцать лет к ряду атакуют террористы, а власть нагло заявляет, что контролирует ситуацию. Расфуфыренные матроны меряются талантами своих пластических хирургов, на каждого богатого шарлатана приходится по длинноногой красотке, а модным трендом становится леопардовый сапог на голове. Искаженная вселенная Гиллиама зеркалит реальный мир, как сны Сэма зеркалят ее саму. Гниение всех жизненных сфер изображено гротескно, гипертрофированно, но до боли узнаваемо. Ведь и сейчас вряд ли кто-то оценит хотя бы в грош жизнь случайного свидетеля властного беспредела, и все так же никому нет дела, что где-то маленькая девочка понапрасну ждет своего папу, который никогда не вернется.

Финишируя дорогой, петляющей меж залитых солнцем зеленых холмов, «Бразилия» дарит своему герою маленький личный рай. Однако посчитать финал хоть сколько-нибудь жизнеутверждающим способен, наверное, лишь законченный эскапист. В своих мечтах можно бесконечно парить в небесах, изображая гордого сокола. Можно наделять неряшливую мужеподобную тетку ангельскими чертами. Можно, черт побери, хоть захлебнуться этой имитацией счастья — ни капли его не выплеснется наружу, в реальный мир, в реальную жизнь. А там — закостеневшая система, готовая своим весом раздавить любого бунтовщика, и полное отсутствие альтернатив. Внутренняя свобода, которую Гиллиам ставит во главу угла, по сути, ничем не отличается от банального бессилия. И если это единственный выход, то лучше закончить свои дни в больничной палате с подушкой на лице, как Рэндл Патрик Макмерфи, чем в пасторальной Бразилии Сэма Лаури.

Страница фильма «Бразилия» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

12 − = 11