Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Насмешка над Вечностью — отзыв на психологический триллер «Последние соломенные чучела» (Viimeiset olkiukot, 2011 г.)

 

Viimeiset Olkiukot01Эксклюзивный отзыв на психологический триллер «Последние соломенные чучела» (Viimeiset olkiukot, Финляндия, 2011) только для сайта КЛУБ-КРИК

Не так давно (в 90-х годах прошлого века) Финляндия была одним из мировых лидеров по количеству самоубийств на душу населения. Сегодня, правда, это печальное лидерство страна уступила, но иррациональная страсть к сведению счетов с жизнью своими руками в финнах осталась. По крайней мере, так утверждают психологи, исследовавшие склонность к суицидам среди различных этнических групп и обнаружившие, что финно-угорские народы наиболее подвержены этому явлению.

Viimeiset Olkiukot02Впрочем, что нам до психологов! Любому фанату современной музыки это ясно без длинных таблиц и разноцветных графиков. Достаточно вспомнить о том, что именно Финляндия стала родиной такого специфического явления как funeral-doom, и она же дала жизнь целому сонму артистов, играющих т.н. «суицидально-депрессивный блэк-метал». Не говоря уже о куче всевозможных меланхоликов вроде TENHI, NEST, OCTOBER FALLS – имя им легион – предпочитающих воспевать процесс умирания менее агрессивными способами.

Viimeiset Olkiukot04Поэтому вовсе неудивительно, что фильм, подобный «Последним соломенным чучелам» появился именно в Финляндии. Снявший его молодой режиссер Эса Юссила, правда, ранее в депрессивно-созерцательном жанре замечен не был. Скорее, наоборот, со своей студией «TR Productions» он снимал зубодробительный грайнд-хаус с вываливающимися наружу бутафорскими кишками, живописно расплескивающимися искусственными мозгами и фонтанами псевдокрови. То есть, продолжая музыкальные аналогии, предпочитал брутальный дэт-метал. Причем, получалось у него весьма неплохо. Если по части спецэффектов известному Viimeiset Olkiukot03независимому эксперту по производству трупов в пределах экранного кадра Олафу Иттенбаху он и уступал, то в экшене его «Шторм в песочных часах» («Myrsky tiimalasissa») с короткометражкой «Гормагеддон» на пару с немецкими мастерами сплаттера вполне могли посоревноваться. И еще не известно, кто бы выиграл.

Но в «Viimeiset Olkiukot» безудержный слэм уступил место эмбиенту: герои никуда не бегут, никому не дробят черепа и не вспарывают ни одного живота. Они просто сидят на не очень чистом берегу озера и ждут заката, попутно бросая в сторону друг друга неспешные реплики, которые даже не подразумевают под собой ответа собеседника. Viimeiset Olkiukot05Поскольку каждый из героев, по сути, общается сам с собой. Большая часть фильма представляет из себя один статичный план, на котором четверо протагонистов располагаются в удаляющейся перспективе. На переднем плане остается нервно попивающий водку из горла литровой бутылки инициатор всей этой затеи Иза85. За ним располагается совершенно спокойный и отрешенный от всего мирского Ланг. Чуть дальше сидит пришедший последним улыбчивый и внешне жизнелюбивый (хотя, какое уж тут жизнелюбие!) Миску. И, наконец, на самом дальнем плане Viimeiset Olkiukot06– отрешенный от всего и не принимающий участия в беседе готичный юноша, представившийся ником «Умирающая Роза». Вся эта компания пришла на илистый, полный гниющего плавника, берег лесного озера, чтобы умереть. А пока до заката еще есть немного времени – просто сидит и смотрит вдаль. И чем дольше камера показывает замерших в ожидании неведомого людей, тем в большую депрессию грозит впасть зрителю.

Надо отдать должное Эсе Юссиле. Каким-то образом он сумел поймать те моменты, в которые со-чувствие и со-участие в Viimeiset Olkiukot07происходящем человека, находящегося по эту сторону экрана, грозили обернуться несусветной скукой. Поймать – и разбить абсолютную статичность минимальным действием. Но даже этот минимализм: фото на память (на чью память?), сделанные шебутным Миску; выход Умирающей Розы к воде; нервные глотки Изы из все не пустеющей бутылки – бьет по нервам словно по натянутым струнам. А когда кажется, что уже все – и наведенная меланхолия рассеется в воздухе как дым, наступает кульминация. Viimeiset Olkiukot08Причем, без всякого надрыва, без пресловутого саспенса, без сакраментального гамлетовского вопроса, ответ на который герои дали себе уже давно. Просто на сцене появляется помповое ружье, и самоубийцы спокойно и деловито приступают к тому, зачем они, собственно, и собрались на не слишком живописном озерном берегу.

И в этой будничности, обыденности действий героев таится весь ужас происходящего. Ведь, в самом деле, Юссила не собирался петьViimeiset Olkiukot09 осанну суициду и уж тем более рекламировать этот способ решения проблем. Совсем наоборот. Он пытается сдернуть с него остатки романтического флёра, показать убогость и серость самоубийства, но… Вот в этом «но» и таится дьявол. Режиссер так тщательно создавал атмосферу депрессии, что в нарисованной им картине другого способа разорвать замкнутый круг, кроме пули в голову, уже не осталось. Суицид героев – закономерен. В отличие, например, от истории, рассказанной Софией Копполой в «Девственницах-самоубийцах». А потому попытка уйти от ЗАКОНОМЕРНОСТИ в самом финале воспринимается как некий реверанс в сторону общественного мнения.Viimeiset Olkiukot10 Иначе бы фильм вызывал уже просто запредельный шок и мог попасть в объятия цензуры даже в либеральной Финляндии (не говоря уже о России).

Впрочем, все равно, смотреть «Viimeiset Olkiukot» в состоянии депрессии я бы не советовал никому. Слишком уж тонка здесь грань между досужей игрой в смерть и реальностью. Снимая грайндхаус, Юссила привык над курносой безбоязненно глумиться, но в «Последних чучелах» панибратство и насмешка над Вечностью Viimeiset Olkiukot11могут оказаться небезопасны… Это, конечно, ни в коем случае не намек на необходимость пресловутой цензуры и уж тем более не призыв к запретам. Просто вещи, сделанные талантливыми людьми нуждаются в осторожном обращении. А Эса Юссила, без сомнения, талантлив. Его взгляд на суицид, заимствованный у Карлсона с его «Пустяки! Дело житейское», конечно, шокирует и ужасает. Но мало ли что нас шокирует и ужасает в этой жизни. Главное – держаться реальности и помнить, что кино – это всего лишь кино.

Страница фильма «Последние соломенные чучела» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

56 + = 64