Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Психическая болезнь начала XXI века — отзыв на фантастический триллер «Пандорум» (Pandorum, 2009 г.), автор — Ortega-y-Gasett

 

Автор Ortega-y-Gasett

Из последних фильмов для массового зрителя самым ярким по философскому содержанию и психологической нагрузке можно назвать «Пандорум». Кристиан Алверт, явный поклонник немецкой классической литературы (особенно философской линии Томаса Манна и Эриха М. Ремарка), написал очень волнительный сценарий фильма-метафоры.

Сюжет на первый взгляд очень прост и проверен временем. Капрал Боуэр выходит из анабиоза на космическом корабле «Элизиум» и единственное, что он помнит, что он представитель пятой смены команды, которая должна вступить на вахту через 8 лет после начала полета. Капрал никак не может понять, почему нет никого из членов команды, отыскивает капсулу с именем лейтенант «Пейтон» и будит его. Вдвоем они пытаются вспомнить, что случилось и понять, что происходит. Лейтенант остается у двери капитанского мостика с надежной открыть двери на мостик, а капрал, ведомый лейтенантом (света нет, ничего не работает, а он по каким-то приборам отслеживает путь), отправляется в путешествие по лабиринтам гигантского космического корабля, чтобы перезапустить генератор, найти выживших и свою жену, узнать судьбу 60 тыс. пассажиров, которых, как вспомнили наши герои, перевозили на новую планету на поселение. В своем путешествии капрал встречает обворожительную женщину-генетика, бесстрашного индейца и множество, непонятно откуда взявшихся, зомби.

Для жанра хоррор было бы достаточно кровавого месива мясорубки в войне с зомби, как это показано в «Добро пожаловать в Зомбиленд». Для триллера сюжет весьма захватывающий, так как фильм держит нас в напряжении до самого конца. Для детектива занимательным выглядит идея «Что случилось?» и «Кто виноват?». Но режиссер пошел еще дальше, создав фильм-метафору и нашпиговав его философским смыслом и психологичностью. Метафоричность фильма заключена в образе пандорума, разъедающего привычный склад вещей в человеческом сознании. Огромный корабль с бесконечными лабиринтами больше походит на мозг человека на гране разрушения, когда телом начинает править жестокий инстинкт самосохранения.

Обычно в фильмах-катастрофах герои пытаются всячески выжить. Жизненная энергия в них кипит как в вулкане, они становятся «сверхчеловеками» и вступают в борьбу за жизнь. В «Пандоруме» режиссер более реалистичен, и использует пресловутый человеческий фактор как определяющий. Катастрофа не может не сказаться на психологическом состоянии человека, а потому возникает синдром пандорума — панического страха, убивающего человека изнутри и лишающего рассудка. И в качестве примера болезни режиссер выбирает фигуру лейтенанта Пейтона. Когда он вспомнил, что в самый кульминационный момент полета был на капитанском мостике и узнал о гибели земли, его рассудок дал трещину. Внешне он очень спокоен и сдержан, как настоящий солдат, но внутри его растет зверь-паника, который выходит наружу в виде раздвоения личности. Найденный им умирающий парень — это растущий страх, который появляется с просьбами спасти, растет и завладевает душой Пейтона. Эта схватка человека со своим «Я» показано очень смело и захватывающе.

Вторым примечательным фактором фильма является теория эволюции людей в зомби. Режиссер даже не обременяет нас своими домыслами о том, как же зомби появились на корабле, лишь женщина-генетик делает предположение, что ценой всему стала пища (очень едкая ирония в сторону нашего стола). Но не все так просто, как думает героиня. Зрителю остается догадываться, откуда появились монстры, и лишь финальная развязка ставит все по своим местам. По зомбофильмам мы привыкли, что зомби рождаются в один день в результате укуса, а здесь, как видно, была проделана колоссальная работа в области не только научной фантастики, но и генетики, чтобы мы могли в лицах зомби увидеть человека нового тысячелетия, лишенного дневного света, с кислородным голоданием, пониженной температурой и высокой влажностью воздуха, съедающего все подряд в борьбе за свое выживание. Прогноз получился очень удачным и наглядным. Пусть эти зомби не такие страшные, как многим бы хотелось, зато эволюционно человек идет именно к такому типу.

Интересна сюжетная канва, связанная с процессом воспоминания героями того, что было. Режиссер к этому аспекту подходит мастерски и с психологическо-хирургической точностью. Сразу видно, что в вопросах «памяти» сюжет стоит на мощном фундаменте психологии. Психологизм пронизывает все сферы фильма, образуя мрачную таинственность и завораживающую атмосферу. Неслучайно режиссер использует полумрачную обстановку и мрачные декорации, чтобы зритель смог проникнуться царящей на корабле паникой. Да и актерский состав отработал свой гонорар на высоком уровне. Но психологизм в массовом прокате, как всегда, оказывается не столь востребованным как яркие спецэффекты, образы-типажи и незамысловатый сюжет, отсюда и низкий интерес к фильму.

За свежий научный подход к реальности и метафоричность

9 из 10

Страница фильма «Пандорум» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

84 + = 87