Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Район №8 с половиной — отзыв на фантастический боевик «Элизиум: Рай не на Земле» (США, 2013 г.)

 

Такое впечатление, что свои идеи Нил Бломкамп черпает с востока нашей столицы. «Район №9» отлично рифмовался с тем, что происходило при сносе Черкизовского рынка, а «Элизиум: Рай не на Земле» выходит в аккурат с образованием примерно в тех же краях палаточного лагеря для пойманных в облавах нелегальных мигрантов – в основном из Вьетнама. Кстати, оба фильма я посмотрел в том же районе – в Восточном Измайлово. В общем, в злободневности Бломкампу, вскормленного видами трущоб Йоханнесбурга, не откажешь. Наш человек.

Другое дело, что «Элизиум» (скоропалительно добавленную прокатчиками объяснялку «Рай не на Земле» проигнорируем) не стал шагом вперед после «Района №9», а больше похож на топтание в том же районе. Трущобы Лос-Анджелеса 2154 года не сильно отличаются от лачуг Йоханнесбурга, роботы-андроиды мало чем отличаются друг от друга, вот только вместо угнетаемых инопланетян-меньшинства имеем угнетаемое большинство землян. Противостоят им люди, которых уже трудно назвать землянами, ибо болтаются они на земной орбите на Международной Космической Станции… ой, на корабле «Элизиум», и только «Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна…» Взяв название из античной мифологии, Элизиум оправдывает свое название – народ там плавает в бассейнах, гуляет по зеленым лужайкам и хлещет шампанское (слуг-людей там, по-видимому, нет: «вкалывают роботы, счастлив человек») – не жизнь, а малина. Понятно, что это благополучие зиждется на страданиях миллиардов людей, запертых на грязной, замусоренной Земле – вот такое переосмысление сюжета «ВАЛЛ*И»… И развитие сюжета становится очевидным – ситуация назрела революционная, «верхи не могут, низы не хотят», и вот уже герой из народа, укрепленный боевой кольчугой, уже летит на Элизиум восстанавливать социальную справедливость.

Не знаю, в чем тут дело, но была в «Районе №9» какая-то сермяжная правда – фильм был реален, словно проводишь рукой по шершавой запыленной стене, а потом пытаешься оттереть грязь с пальцев. «Элизиум» вызывает ощущение искусственности: так же, как искусственен парящий в небесах космический корабль счастливцев. Ситуация «Района №9» была простой и правдоподобной – туда, где всё хреново, прилетели бедные инопланетяне, которым еще хуже. В фантдопущения «Элизиума» поверить сложнее. Например, почему на Элизиуме не происходит перенаселения? Люди там активно размножаются (чем там еще заниматься?), при этом не стареют и не умирают. Очень скоро Элизиум трещал бы по швам, как «резиновая» московская квартира, куда прописывают сто человек. И что это за общество такое, где президента можно переизбрать «перезагрузив систему». Какую систему? И если статус «гражданин» так легко дать любому жителю Земли, неужели нельзя с такой же легкостью «откатить» систему обратно. Неужели приближающиеся космические шаттлы проще сбить с Земли ракетой, запускаемой с плеча, чем орудиями Элизиума? Что уж говорить о такой «мелочи», как взорвавшаяся у самого лица граната – лицо в клочья, а мозг не пострадал?

Наибольшее же количество вопросов вызывает финал фильма (если вы не смотрели фильм, этот спойлерный абзац лучше пропустить). Что будет, когда счастье, дарованное меньшинству, дать большинству? Что станет с зелеными лужайками Элизиума, когда туда «понаедут» радостные беженцы, включая дружков бандита Паука? Почему-то кажется, что за считанные дни его вытопчут, выкорчуют, разрисуют граффити, излечивающие машины приберут  к рукам бандюки, да и сам Элизиум треснет по швам от наплыва посетителей. Не верится и в кадры счастливого финала — думается, что когда все жители Земли стали гражданами Элизиума, где бесплатно лечат все болезни, то прилетевшие за больными шаттлы будут брать штурмом – кто садился хоть раз в переполненную электричку, тот поймет – а нам показывают, как улыбающиеся матери несут к шаттлам больных детей и спокойно рассаживают их по местам. Может быть, я слишком плохого мнения о людях, но до этого нам два часа показывали озлобленное, жестокое, замордованное общество, которое только и мечтает, как бы свалить с Земли подальше. И что их изменит? Гражданство Элизиума? Не верится?

Зато «Элизиум» может похвастаться первоклассными актерскими работами – прежде всего, это непривычно лысый Мэтт Деймон, карьера которого развивается абсолютно по иной траектории, чем у его оскароносного напарника Бена Аффлека. Подходя куда более серьезно к выбору ролей, бывший «Умница Уилл Хантинг» сыграл и «Талантливого мистера Рипли», и прошел «Идентификацию Борна», и вообще он – большой умница. Его герой – простой работяга с криминальным прошлым – интересен тем, что он далеко не супергерой. Если бы не несчастный случай (снятый без всяких спецэффектов, но очень страшно!) корпел бы он на заводе, и смотрел по ночам на небо. Его героизм – это не путь к славе – это путь умирающего. К такому герои относишься с настоящей симпатией и сочувствием – особенно после сцены разговора с «механическим чиновником» (Бломкамп, ты точно не был в наших пенатах?)

Актеры второго плана отыгрывают блестяще. Роль Джоди Фостер изначально была предназначена мужчине (кого это нынче остановит?), но, увы, ее злобная героиня слишком рано «сходит с дистанции». А жаль — было бы интересно, как злодейка отнеслась к моральной дилемме – ее ведь пытается спасти «нелегалка», только что обреченная приказом злодейки на смерть? Уильям Фихтнер, как всегда, великолепен, но роль ему досталась лубочная — словно опереточный злодей, он пафосно произносит: «Надеюсь, у него еще не слезла кожа? Я не хочу тут все запачкать». Это чтобы мы не подумали, что герой Деймона – плохой похититель людей? Главный же «джокер» фильма – визитная карточка Бломкампа – Шарлто Копли. Формально роль у него куда более выигрышная, чем в «Районе №9», но вот удивительно – роль мелкого чиновника, отверженного собственной системой, сидит на нем куда более подходяще, чем образ психопата-садиста с «лицензией на убийство». Так что его появление в фильме выглядит скорее как день дружбы с режиссером. Отдельное спасибо за фразу «Активировать Крюгера!» 🙂

Несмотря на сюжетные ляпы и вторичность по отношению к «Району №9», «Элизиум», безусловно, выделяется на фоне «глянцевой» фантастики «Стартрека» или «Обливиона» — в некоторых местах он напоминает оригинальный олдскульный «Вспомнить всё», и Деймон выглядит тут куда более подходящей заменой Шварценеггеру, чем Колин Фаррелл в ремейке. Отдельные штрихи – люди на Земле говорят по-испански, а на Элизиуме – по-французски – вызывают восхищение. Так что посмотреть этот фильм, конечно, стоит. Может быть «Элизиум» и не рай на Земле, но это — отличное место, где поклонники мрачной и жесткой фантастики могут провести пару часов.

Страница фильма «Элизиум: Рай не на Земле» в КЛУБ-КРИКе

***

Также читайте в клубе:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Район №8 с половиной — отзыв на фантастический боевик «Элизиум: Рай не на Земле» (США, 2013 г.)

  • Посмотрел в кинотеатре, понравилось, в общем и в целом сильная фантастическая картина. И соглашусь с тобой, Дима, в сравнительной оценке «Района №9» и «Элизиума». Первая лента — это масштабное авторское кино, берущее за душу своей внутренней искренностью и гуманистической идеей, а «Элизиум» — это уже маркетингово просчитанный, адаптированный под массовую аудиторию, потенциальный блокбастер. Технически фильм снят великолепно, и как жанровые образец «Элизиум» очень хорош, но с художественно-интеллектуальной точки зрения лента очень упрощена в угоду массового ненапряжного восприятия.

Добавить комментарий

  

  

6 × = 42