Как давний любитель сай-фая, я не мог пропустить ленту “Europa report” эквадорского режиссера Себастьяна Кордеро, повествующую о пилотируемом полете к Европе – спутнику Юпитера, под чьей скованной льдом поверхностью скрывается океан, в котором по некоторым гипотезам может быть жизнь.
Фильм сделан в стиле «found footage», что во многом определяет специфику ленты. История рассказывается через записи с камер расположенных на борту корабля, нарезки новостей, и время от времени появляющегося в кадре эксперта, комментирующих какие-то моменты экспедиции. Сам по себе прием далеко не новый – в жанре космического мокьюментари можно вспомнить тот же “Аполлон 18”, но в отличии от спродюсированной Тимуром Бекмамбетовым поделки, фильм Кордеро выгодно отличается большей реалистичностью и вниманием к деталям, чем это сейчас принято в жанре.
Опять таки, почти все камеры (кроме тех, что на скафандрах) неподвижно закреплены внутри корабля, и потому фильм почти лишен традиционной жанровой болезни в виде непомерно трясущейся камеры и что-то истерично кричащих в нее героев.
Кстати, насчет героев — как нетрудно догадаться, сам формат «found footage» подразумевает что ничего хорошего их в общем-то не ждет. Но опять же, в отличии от обычных представителей жанра, фильм не скатывается к хоррору и традиционным попыткам напугать громким “Бу!” и выпрыгиванием всяких тварей из темных углов. Персонажи, что мне нравится, ведут себя адекватно, не истерят даже в самых сложных ситуациях и не устраивают между собой разборок. И потому, они как раз таки похожи на группу специально подобранных исследователей, а не на гоп-команду в стиле “Прометея”.
Конечно, при всех этих плюсах, лента Кордеро все равно достаточно специфична и вряд ли рассчитана на особо большую аудиторию. У нее небольшой бюджет, так что те кто ожидают от нее какого-то размаха, экшна и буйства спецэффектов будут разочарованы. CGI тут среднее, монтаж местами достаточно сумбурен, и фильм явно мог бы выиграть, будь хоть немного лучше смонтирован. Авторы почти не пытаются играть на традиционном поле мокьюментари, делая акцент на каких-то ожидаемых тайнах или сенсациях — да, нам конечно интересно что же скрывается под поверхностью Европы, от начала и до самого конца это смотрится именно как отчет о сложных буднях научной экспедиции, которая возможно когда-нибудь состоится и IRL. Лично для меня это скорее плюс, но уверен что многие не оценят ленту где основной упор сделан на диалоги и самом полете, нежели на действии.
В широкий прокат это кино нигде не выходило, и я понимаю почему – полные залы такие ленты не собирают, и их в принципе лучше смотреть дома. В той же России его кстати не купил ни один из прокатчиков – их оказывается, смутило, что одного из персонажей зовут Катя Петровна (да, это имя мелькает пару раз в качестве подписи к записи). Зато крутить в прокат откровенно шизофреническую “Тайну перевала Дятлова” – это вот разумеется абсолютно нормально и совсем не стыдно.
Подводя итоги, отмечу что отмечу что “ Europa report” смело можно назвать фильмом на любителя. То что для одних при просмотре будет основным козырем ленты, для кругом станет поводом выключить фильм на 15-й минуте с комментарием “ну что за скука”. Но лично я сказал бы спасибо авторам за их подход и попытку вдохнуть что-то новое в казалось бы избитый жанр.
Добавить комментарий