Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Ради твоего блага… — отзыв на психологическую драму «Дело Рауля»/ «Случай Рауля» (Il caso Raoul, 1975)

 

История Рауля, как история болезни, как врачебный анамнез, показанная нам от начала и до финала, склоняет скорее к медицинскому и психологическому анализу ситуации, чем к киноведческому обзору.

Жизнь – как бесконечный театр одного актера для узкого круга постоянных зрителей: родителей, сестры, жены, коллег. Каждому из них он показывал того Рауля, которого они хотели в нем видеть: заботливого и любящего мужа, послушного сына, парня с золотым характером. Его с детства развлекала эта игра – играть чужой образ и характер, обманывать окружающих и знать, что на самом деле он совсем другой. Там, внутри, он зло смеялся над теми, кого так легко было обманывать. Да, Рауль всегда был актером, и по профессии, и в жизни. Он – как доктор Джекил, внутри которого жил ужасный мистер Хайд, способный на гадкие, страшные поступки, стремящийся освободиться, завладеть сознанием Рауля, подчинить его себе полностью. Рауль старался держать под контролем это свое второе Я, сжимая его внутри, как пружину. Но сила действия, как мы помним из физики, равна силе противодействия. Чем сильнее Рауль старался подавить в себе это навязчивое желание разрушить все и вся, тем сильнее было это стремление вырваться наружу, пугающее его самого. Страх не давал спать по ночам, сжимая душу ледяной рукой. Сжатие – это стресс. Он пытался заглушить этот страх алкоголем, но это не помогало, а только еще глубже погружало Рауля в ад его памяти. Если бы его память не была такой хорошей, возможно, все сложилось бы иначе…

Всё началось еще в детстве, когда его, пятилетнего, мать привезла в столицу, в незнакомый дом, к чужим людям, и оставила там, пообещав вернуться за ним позже, взяв с него обещание, что он будет хорошим мальчиком. А до тех пор его мамой побудет другая женщина, её муж будет его отцом, а их двое детей, Маддалена и Андреа – его братом и сестрой. Рауль тогда еще не знал, что взрослые могут лгать, тем более, что может лгать мама. И он ждал её, тайком ходил встречать на вокзал, ведь он помнил её лицо и узнал бы сразу. Но мамы все не было… А ему так не хватало её любви, её ласки. В новой семье все часто повторяли, что любят Рауля, но ни разу не дали ему это почувствовать. Он лишь хотел, чтобы его любили, чтобы рядом была мама. А ему постоянно ставили условия: ты должен хорошо кушать — и тогда тебя будут любить и подарят игрушечную железную дорогу; ты должен хорошо учиться, получить диплом — и тогда тебя будут любить гордиться твоими успехами; ты должен быть хорошим, послушным мальчиком – и тогда тебя будут любить и радоваться, что воспитали примерного сына. Ведь они воспитывали Рауля ради его же блага и из любви к нему. Видимо, новые родители не знали, что любовь — чувство абсолютное и безусловное. Она либо есть, либо её нет. И ни от каких условий она не зависит. Тебя просто любят и все. Любым. Плохим и хорошим, добрым и злым, со всеми твоими недостатками и достоинствами. Так любят нас животные, им все равно, какие мы, они не выставляют нам условий, принимая нас такими, какие мы есть и ничего не требуют взамен своей любви. И людям неплохо было бы в этом у них поучиться. Ведь если в отношениях диктуются условия, то это уже не любовь, а просто торг, сделка. Рауль этого может и не знал, но он это чувствовал. Кто знает, если бы у маленького Рауля была собака, он не чувствовал бы себя таким одиноким и, возможно, все сложилось бы иначе…

Рауль всё время слышал эти слова: ты должен то, ты должен это, ты должен быть благодарен, ведь мы любим тебя и делаем все ради твоего блага. А он не понимал, почему он им что – то должен, если он их ни о чем не просил. Он не просил разлучать его с матерью. Но властная, всегда уверенная в своей правоте Элиза настояла на своем и усыновила ребенка, исключительно ради его блага и из любви к нему. Потому что считала, что для мальчика так лучше. Родители часто уверены в том, что лучше знают, как должны жить их дети. А если ребенок не согласен, то это лишь глупый каприз, на который не стоит и внимание обращать. Тем более, так легко убедить себя в том, что на самом деле все идет хорошо, особенно, если этого хочется. Если бы Элиза хотя бы раз признала себя неправой и увидела, что Раулю на самом деле холодно и одиноко в их семье, что он не забыл свою мать и все время думает о ней, возможно, все сложилось бы иначе…

Если бы Рауль однажды, играя, не нашел документы об усыновлении, возможно, все сложилось бы иначе… Каково ребенку узнать, что мать, возвращения которой он ждал, просто отдала его, как щенка, в хорошие руки? Это не всякому взрослому по силам перенести. Именно тогда он расколол себя на две ипостаси и начал эту игру в хорошего Рауля, внутри которого сидел совсем другой, настоящий, смеющийся над теми, кто столько времени обманывал его. А теперь он легко обманывал их, и этот обман был его местью. Он ненавидел и презирал этих совершенно чужих для него людей, теперь он был в этом уверен. И был рад, что не имеет с ними ничего общего. Если бы приемные родители не скрывали от него правды ради его блага, а на самом деле ради собственного комфорта, и понятий о респектабельности («Что скажут соседи!»), не выдавали эту правду выборочно и дозированно, то возможно, все сложилось бы иначе…

Кто знает, что было бы, найди Рауль вместе с документом об усыновлении фотографии своей матери и своего отца? Возможно, тогда все сложилось бы иначе… Но когда Маддалена назвала Раулю имя его отца и отдала эти старые фото, земля ушла у него из под ног. Мир его рухнул, погребя под собой всю его жизнь, раздавив его своей тяжестью и оставив лежать на полу чердака, как сломанную куклу. Пружина страха, тоски и одиночества, которую он так долго сжимал в себе, освободившись, выстрелила и разнесла его сознание в клочья. Круг его жизни замкнулся и пошел на новый виток, на котором вместо Рауля теперь стоял его маленький сын, обреченный повторить его путь.

Весь фильм построен на драматически пронзительной игре Станко Мольнара, который сыграл психологически очень сложную роль Рауля без единой помарки, растворившись в своем персонаже, слившись с ним в единое целое так, что веришь каждому слову, жесту, интонации, вздоху и взгляду.

Особенно взгляду в финальных кадрах, когда Рауль в упор смотрит на зрителя, и в глазах его плещется безумие и насмешка одновременно как бы спрашивая: «И это именно то, чего вы все хотели из любви ко мне и ради моего блага?». Он по прежнему был один. В его жизни ничего существенно не изменилось.

Страница фильма «Дело Рауля»/ «Случай Рауля» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

10 комментариев Ради твоего блага… — отзыв на психологическую драму «Дело Рауля»/ «Случай Рауля» (Il caso Raoul, 1975)

Добавить комментарий

  

  

2 + 3 =