Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Американский квайдан Питера Страуба: «История с привидениями» (Ghost Story, 1981 г.)

 

Назовите самого известного современного писателя в жанре «хоррор». Практически все назовут Стивена Кинга, многие назовут Клайва Баркера, некоторые – Дина Кунца. Вряд ли большинство назовет американского писателя Питера Страуба (род. 1943), да и то скорее в связи с его совместными работами со Стивеном Кингом: «Талисман» (1984) и» его продолжение «Черный дом» (2001). Между тем, Кинг очень высоко ценит творчество Страуба, и даже назвал его роман «История с привидениями» (Ghost Story, 1979) «лучшим хоррор-романом ХХ века»! Весомый комплимент! И наград у Страуба хватает – тут и «Всемирная премия фэнтези» (1988, за роман «Коко»), и «Награда Брема Стокера» (1993, роман «Глотка»), и даже звание «World Horror Grandmaster» (что-то вроде «Всемирный Магистр Хоррора») в 1997—м, и премия за заслуги перед жанром в 2006—м. Но почему тогда Питер Страуб «не на слуху» у массового читателя, а экранизаций у него – всего-то две: «Полный круг» (1977) и «История с привидениями» (1981)?

Сложно сказать наверняка. Первое, что бросается в глаза – «низкая производительность» Страуба, особенно в сравнении с «многостаночником»-Кингом: за 36 лет «всего» 17 романов (рассказы и стихи не в счет). Я прочел 9 из них, но отчетливо помню содержание только двух – как раз тех, что написаны в соавторстве с Кингом. Остальные у меня слились в один клубок «классических» готических историй о привидениях, которые преследуют героев спустя многие годы, или о пропавших без вести детях, похищенных темными силами. Лично мне в книгах Страуба не хватает энергии, яркости – они немного «приглушенные», «мягкие» по сравнению с агрессивными и броскими «конкурентами по цеху». Потому и не запоминаются. Последний его роман («В комнате ночи», 2004) я даже не осилил до конца, что случается со мной крайне редко 🙂

Впрочем, всё это не означает, что Питер Страуб плох, как писатель. Напротив, в его романах есть своя прелесть – неторопливая медитативность хорошего рассказа, тщательно прописанные персонажи, мощная мистическая основа. Всеми этими достоинствами, несомненно, обладает роман «История с привидениями» (1979) и его последовавшая одноименная экранизация в 1981 году, режиссером которой стал британский режиссер Джон Ирвин. Появись такой фильм в наши дни, на «Историю» немедленно бы навесили ярлык «очередного фильма про мертвых злобных девочек», которыми нынче переполнен азиатский, да и американский кинематограф. Да, злобные призраки в пустых домах в книге и фильме присутствуют, только к J-хоррору они не имеют никакого отношения. У Страуба – зрелая, выдержанная проза, и призраки у него – зрелые и выдержанные, вполне «совершеннолетние» (если такая категория уместна для вечных духов). А уж что касается главных героев, то это вовсе не группа подростков и не испуганные блондинки, а… четверка стариков, которые пронесли через всю жизнь настоящую дружбу… и настоящую тайну… Они называют себя «Клуб Чоудер» (так называется густая похлебка), и, собираясь в кружок у камина в затемненной комнате, рассказывают друг другу страшные истории (прямо как мы в КЛУБ-КРИКе! 🙂 ) Одна из этих историй оказывается слишком правдивой… Вот такой «американский квайдан».

Внешне «История с привидениями» напоминает старую добротную экранизацию Агаты Кристи: «аристократические» интерьеры, многотомные библиотеки, старинные дома Новой Англии, скрипучие лестницы… И, резко контрастируя с этим чинным антуражем, обезображенные трупы, тянущие к вам свои склизкие костлявые руки… Грим в фильме сделан по «старым добрым» докомпьютерным технологиям – любо-дорого посмотреть. Здесь все выглядит по-настоящему: и кости, и облезающая кожа, и капающая слизь… К слову сказать, обнаженка в фильме тоже имеется (что несколько необычно для столь «старомодного» сюжета), но, в отличие от «Пятниц, 13», снятых в тот же период, эротические сцены в этом фильме – далеко не самое главное 🙂

Переходя к описанию актеров, снимавшихся в фильме, стоит отметить, что двое актеров из фильма сыграли по двое персонажей каждый, а четверо персонажей сыграли по два актера. Начнем с Элис Кридж, блистательно сыгравшую «роковую женщину» в двух ипостасях – Евы Галли и Альмы Мобли (от одних имен уже дрожь пробирает!). Для Кридж это была одна из первых ролей – с тех пор она снялась во множестве фильмов, включая фантастику (сиквелы «Стар Трека») и хорроры («Лунатики» Стивена Кинга, 1992 и «Сайлент Хилл», 2006). Отметим также актера Крейга Вэссона, сыгравшего одновременно двух братьев: сыновей Эдварда Вандерли. Фильм начинается с шокирующей и… ммм… довольно откровенной сцены с его участием.

Но главное, ради чего стоит сегодня смотреть «Историю с привидениями», это редчайший ансамбль знаменитых актеров ХХ века: Фред Астер (да, тот самый), Мелвин Дуглас, Дуглас Фэрбанк-мл., и Джон Хаусман. Для первых трех из них «История» стала последним фильмом за долгую и славную актерскую карьеру.

Слева направо (герои в старости): Эдвард (Дуглас Фербенк-младший) – Сирс (Джон Хаусман) – Рики (Фред Астер) – Джон (Мелвин Дуглас)

Фред Астер (1899–1987), безусловно, самый знаменитый из этой четверки. Он начал карьеру танцора в шоу-бизнесе в возрасте 5 лет, и, благодаря таланту и упорному труду, очень скоро начал блистать в бродвейских постановках. В кино начал сниматься с 1933 года, и своим мастерством буквально сформировал жанр мюзикла в том виде, в котором мы его знаем. Если помните, именно при виде танца Фреда Астера на экране льет слезы громадный Джон Коффи в экранизации «Зеленой мили» Стивена Кинга. В базе данных IMDB его страница имеет первый номер: nm0000001. В списке величайших кинозвёзд в истории Голливуда по версии Американского института кино Фред Астер занимает почетное пятое место, хотя номинация на Оскар у него была всего одна – за роль в триллере-катастрофе “Вздымающийся ад» (1974). В «Истории с привидениями» он снимался в возрасте 82—х лет. Конечно, в фильме он уже не танцует, но ему это и не нужно – вы только посмотрите, как он ДВИГАЕТСЯ. Как он ХОДИТ. Вы много видели людей за 80 с такой осанкой и грацией? И роль ему досталась, на мой взгляд, самая пронзительная – в его герое Рики столько достоинства, тихого сожаления о прошлом, которого не вернешь, какой-то светлой обреченности и смирения. Лучшая сцена в фильме, пожалуй, вовсе не та, где привидения и страшилища, а та, где Рики прощается с женой и под надуманным предлогом выходит из дома, чтобы встретиться лицом к лицу с призраком, припрятав в заднем кармане единственное оружие, которое нашел в доме – кухонный нож. Выходит, зная, что может и не вернуться.

Сын русского эмигранта Мелвин Дуглас (1901–1981) тоже начал свою карьеру в шоу-бизнесе с бродвейской сцены. Его кинокарьера началась в 1931 году, причем актеру доводилось сниматься как в крупнобюджетных голливудских постановках, так и в «низкопробных» ужастиках вроде «Летучие мыши-вампиры» (1933). За свою бурную и долгую жизнь Дуглас успел сняться более чем в сотне фильмов, активно поучаствовать в политической жизни Америки, и, уже в зрелом возрасте, завоевать два Оскара: за фильмы «Хад» (1963) и «Будучи там» (1979), плюс номинация за фильм «Я никогда не пел своему отцу» (1970). Он снимался в «Истории с привидениями» (роль доктора Джона Джеффри) сразу после смерти своей жены Хелен Гахаган, с которой он прожил вместе полвека. Мелвин Дуглас умер от пневмонии за четыре месяце до премьеры фильма.

Ключевую роль в сюжете фильма играет персонаж по имени Эдвард Вандерли. Играет его Дуглас Фербенк-младший (1909–2000), всего полгода не доживший до нового столетия. В его фильмографии ровно сто ролей, самая первая их которых датирована – вы только задумайтесь – 1916—м годом! Неудивительно, что он стал сниматься в кино – его отцом был знаменитый актер немого кино Дуглас Фербанк, ставший вместе с Чарли Чаплиным сооснователем кинокомпании United Artists в 1919 году. Фербенк-младший прожил яркую жизнь, попробовав себя в ролях спортсмена, художника, скульптора, бизнесмена, владельца теле и кинокомпании, получил звание рыцаря в 1949 году… Первой из его трех жен была сама Джоан Кроуфорд. А на голливудской Аллее Славы в честь Дугласа Фербенка-младшего открыты три звезды: за его работы в кино, на телевидении и на радио.

Джон Хаусман (1902–1988) играет последнего из четверки – Сирса Джеймса (тот, что с бородой). Уроженец Румынии, он эмигрировал в Америку, где вместе с Орсоном Уэллсом основал театр «Меркурий», и едва не поучаствовал в создании знаменитого «Гражданина Кейна» (1941), чему помешала ссора с Уэллсом. В 1953 году спродюсированный им фильм «Юлий Цезарь» номинировался на лучшую картину года, но получил он Оскара лишь в 1973 году за роль второго плана в фильме «Бумажная погоня». Джон Хаусман единственный из четверки «Истории», который продолжил сниматься в кино. Его последним фильмом, по иронии судьбы, стал бодрый и хулиганский «Голый пистолет» (1988).

Слева направо (герои в молодости): Эдвард (Курт Джонсон) – Сирс (Кен Олин) – Рики (Тим Чоат) – Джон (Марк Чамберлин)

Любопытно, что в фильме все четверо главных героев показаны не только в старости, в момент кульминации истории, но и 50 лет назад, во времена их молодости. Т.е. потребовалось найти четверых актеров, похожих на них (тем более, что благодаря активной кинокарьере, их внешность в молодости была довольно известна). Этими четырьмя актерами стали, соответственно, Тим Чоат (Рики), Марк Чамберлин (Джон), Курт Джонсон (Эдвард) и Кен Олин (Сирс). Примечательно, что позднее из всех них лишь Кен Олин добился успеха в кино, номинировавшись на Золотой Глобус за сериал «Около тридцати» (1987). Чамберлин снялся только в трех фильмах, Джонсон умер в 1986 году в возрасте 34-х лет, снявшись лишь в 4-х фильмах, а Чоат погиб в 2004—м году в аварии на мотоцикле…

Вот такая получилась история с привидениями…

(c) Дмитрий Витер, 2009


ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

8 × = 8