Эксклюзивный отзыв на триллер «Бессонница» / «Ночной дозор» (Night Watch, 1973) специально для сайта КЛУБ-КРИК
Красивая замужняя женщина Эллен Уилер счастлива в своём браке с Джоном. У неё есть всё, что только душа может пожелать — но прошлое не даёт о себе забыть. Измена бывшего мужа с молоденькой любовницей и их гибель в автокатастрофе — и именно её пригласили на опознание — какой удар для любящей жены — и эти видения без конца мучили её в кошмарах.
Пусть прошло уже много лет — но былое не хочет её отпускать — о чём она часто вспоминает и окружающие порой думают — а всё ли в порядке у неё с головой? Тот пережитый некогда шок — травма на всю оставшуюся жизнь. И когда однажды в грозовую ночь она видит в окне дома напротив труп — никто не хочет ей верить — ни муж, ни лучшая подруга Сара, ни полиция — хоть они и вынуждены по долгу службы отвечать на её вызовы — но весьма быстро инспектор Уолкер начинает думать, что она просто истеричка с галлюцинациями и игнорить её звонки. А не стоило — и конец фильма переворачивает всё с ног на голову. И остаётся лишь восхищение игрой главной героини.
Блистательная Элизабет Тейлор. Дальше можно было бы и не продолжать — у кого как не у неё идеально получались женщины на грани нервного срыва? Тот неподдельный страх, что она испытывала всё время — так могла сыграть только великая актриса. А концовка — сильная женщина никогда не будет сломлена, она всегда найдёт способ узнать правду — и победить. Даже если для этого придётся убедить всех в своём безумии — или же у неё действительно с головой не всё в порядке? Этот вопрос так и остаётся за кадром.
И если игра Лиз была на самом высочайшем уровне — впрочем, как и всегда — то остальные актёры как-то не впечатлили. Лоуренс Харви в роли Джона выглядел несколько блёкло — а ведь этот актёр способен на куда бôльшее — но как-то не казалось, что он всерьёз обеспокоен здоровьем своей супруги — конечно, сюжет постепенно раскрывает истинные причины — но для показухи стоило бы. Билли Уайтлоу — Сара — скорее это был образ ледяного сфинкса, чем любящей подруги — да-да, опять же сюжет проливает свет на столь странное её поведение — но в начале нужно было постараться побольше, чтобы можно было бы поверить. Билл Дим — инспектор Уолкер — сложилось впечатление, что он оказался в этом фильме случайно, настолько не шёл ему образ привыкшего ко всему инспектора полиции. Ну и хочется упомянуть Розарио Серрано — служанка Долорес — все комичные моменты были связаны именно с ней и не казались лишними, напротив — она придавала реальности этому мрачному фильму.
Вот режиссёр справился на отлично — и пусть повествование казалось несколько затянутым — но подаваемое небольшими порциями напряжение выплеснулось в яркий финал, который впечатлил куда больше, недели недозируемая атмосфера ужаса, к которой успеваешь привыкнуть настолько, что там, где должен быть пик эмоций особо не возникает. В «Бессоннице» же всё произошло именно так, как и должно — и предпоследняя сцена — если бы только актёры постарались побольше — это было бы грандиозно. И эпилог — столь резкая смена могла бы немало поразить — и ведь поразила — правда основная заслуга в этом у Лиз.
Конечно, до шедевров Хичкока фильм не дотягивает — и если бы не участие Тейлор, то особых впечатлений бы не вызвал — но с ней и хорошей режиссурой
8 из 10
Плохо только, что тёмные сцены снимались без дополнительного освещения и происходящее осталось где-то в этом мраке
Да, Тейлор опредленно тут хороша. И хотя сходство с «Окном во двор» определенно есть, неожиданный финал очень к месту, финт удался.