Эксклюзивный отзыв на психологический триллер «Убийца среди тринадцати (El asesino está entre los trece, Испания, 1973) только для сайта КЛУБ-КРИК
Почти классический детектив от мастера испанского жанрового кино Хавьера Агирре. «Почти» – только потому, что убийство, расследуемое в отрезанном от остального мира поместье, произошло не «здесь и сейчас», а за два года до событий, о которых рассказывается в фильме. Все остальные элементы сюжета тщательно соблюдают правила традиционного английского «mistery». В таинственной смерти миллионера Лукаса Манделла виноват кто-то один из собравшихся в поместье его вдовы Лизы гостей. И вот этого «кого-то» должен вычислить сыщик-любитель, скрывающийся в образе дворецкого Генри.
На самом деле, под личиной услужливого лакея прячется авантюрист, бежавший некогда из американской тюрьмы, и ставший любовником Лизы еще при жизни ее мужа. Но кому, как не бывшему преступнику изобличать убийцу! У каждого из 13-ти собравшихся за обеденным столом человек (включая хозяйку) имелся мотив для преступления: кто-то рассчитывал на наследство; кто-то опасался огласки нечистых дел, о которых стало известно Лукасу; кому-то он, наоборот, перешел дорогу в бизнесе; с кем-то имел любовную связь; кто-то его ревновал и т.д., и т.п. С количеством подозреваемых авторы фильма, кажется, даже немного переборщили – все версии в пределах полуторачасового фильма перебрать невозможно чисто физически. К тому же даже существующих Агирре показалось мало, и он, недрогнувшей рукой сценариста, добавил к ним зловещего шофера Эрнеста в исполнении старательно изображавшего мрачную брутальность Пола Нэши. Как всегда, его герой должен был казаться зрителю самым подозрительным.
Естественно, для того, чтобы не множить сущности и не затягивать выяснение истины на несколько десятков серий, самым разумным было поступить в соответствии с рецептом Агаты Кристи, и деловито приняться за сокращение числа «негритят». Чем Агирре со съемочной группой активно занялись, начиная где-то со второй половины фильма. До этого, правда, успев вдоволь наплести психологического тумана и не оставить зрителю никаких иллюзий относительно внутренней сущности всех собранных в поместье персонажей (опять-таки в полном соответствии с идеей все тех же бессмертных «Десяти негритят»). А поскольку компания собралась (за редким исключением) на редкость несимпатичная, то за успехами убийцы зрителю доводится следить даже с некоторой симпатией.
На редкость разношерстный актерский состав, правда, не позволяет с головой утонуть в хитросплетениях детективной интриги. Все-таки, Эусебио Понсела с Кармен Маурой рядом с актерами эксплуатационного кино Джеком Тейлором и Пэтти Шеппард производят странное впечатление. Впрочем, Маура тогда только начинала, а Понсела снимался много и довольно беспорядочно. Зато герои их оказываются в фильме, пожалуй, самыми яркими, хоть и не основными. Но, надо отдать должное Агирре, ему все-таки удалось привести актерский состав к общему знаменателю – все действующие лица разыгрываемой пьесы имеют свое лицо и индивидуальность. И перепутать персонажи, что порой случается в подобных картинах, зрителю будет нелегко.
Гениальным сюжет «Убийцы среди 13-ти» назвать нельзя, особым динамизмом действие тоже не отличается, но детективная интрига получилась крепкая, держащая в напряжении до последнего момента. Так что любители поразгадывать загадки вместе с героями картины будут не раз и не два менять подозреваемых. К тому же, сокращение числа гостей обставлено в традициях классического джалло (триада «перчатки / горло / нож» во всей своей красе), так что и фанатам этого специфического направления в кино будет на что посмотреть. Это если не считать довольно оригинальной развязки – но намек на нее станет уже спойлером.
Добавить комментарий