Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Ноша Дьявола — отзыв на фэнтези-триллер «Странник» (El caminante, 1979 г.)

 

Эксклюзивный отзыв на фэнтези — триллер «Странник» (El caminante, Испания, 1979) только для сайта КЛУБ-КРИК.

Переиграв за свою жизнь кучу всяких монстров, Пол Нэши просто не мог пройти мимо образа самого Врага Рода Человеческого. В конце концов, кто может предстать большим чудовищем, нежели сам Дьявол! Но первые появления актера в образе Сатаны выглядели не более, чем вставными эпизодами, да и выглядел Нэши в этом образе, мягко говоря, опереточно. По крайней мере, маски загадочного мага Кришны в фильме «Восстание мертвых» и зловещего инквизитора Бернара де Фоссея из «Инквизиции» удавались ему куда лучше.

Но Дьявол из картины «Странник» оставляет совсем другое впечатление. Возможно, это вообще одна из лучших ролей Пола Нэши в кино, и уж точно – это лучшая его режиссерская работа. В этом фильме не оставлено никаких недомолвок, здесь нет обычного для фильмов Молины ощущения «разбитого калейдоскопа», когда лента распадается на составные части, плохо стыкующиеся друг с другом. И это при том, что сам по себе сюжет остается рваным и предстает перед зрителем набором историй-главок, каждая из которых лишь формально связана с предыдущей. Но паззл, который складывают эти истории, будучи рассказанными одна за другой, предстает ровной картиной, лишенной каких-либо видимых швов.

Только вот картина эта едва ли порадует чей-нибудь взор. Как вряд ли его радуют шедевры Босха или Брейгеля Старшего. Не для того они предназначены. Совсем не для того. И мрак, и беспросветность «Странника» совершенно очевидно сродни «Саду земных наслаждений» или «Притче о слепых». А гротескная форма, которую придал своему творению Хасинто Молина, заставляет вспомнить «Сон разума» великого испанца Франсиско Гойи…

Возможно, такие сравнения фильма, поставленного человеком, большую часть творческой карьеры посвятившим не самым замысловатым фильмам ужасов, покажутся слишком смелыми. Но «El Caminante» в творчестве Нэши и в самом деле стоит особняком. Снять религиозно-фантастическую притчу да еще и стилизовать ее под эпоху Возрождения было для Молины шагом крайне неординарным. Едва ли его прежние фильмы можно хоть как-то ассоциировать с Эразмом Роттердамским или Ульрихом фон Гуттеном. Между тем, параллели между «Странником» и «Похвальным словом глупости» проводятся без всякого труда… Впрочем, это говорит только о разносторонности и неплохой образованности Нэши, что не каждый мог заподозрить в бывшем тяжелоатлете. А вот то, что он смог выбранным ориентирам соответствовать – куда важнее.

Дьявол, которого Молина недрогнувшей авторской рукой отправил на Землю в образе простого смертного, создан им отнюдь не для зубоскальства и тем более, не для псевдогероических забав демоноборцев. Дьявол Нэши предстает кривым зеркалом, в котором человечество видит самого себя со всеми своими пороками, слабостями и страстями. Это никакой не Воланд, и тем более не многочисленные никки-младшие. Это классический библейский Сатана, способный только извращать созданное Богом.

И его квест на Землю у Нэши предстает жалкой пародией земного пути Христа. Вот только Иисус распят уже давно, а Бог – он вообще забыл людей. И на долю смертных только и осталось жалкое подобие чудес, неспособного на настоящее Чудо Сатаны. Зато использовать в свою пользу все семь смертных грехов – это всегда, пожалуйста. Тут Дьяволу кажется, что у него никаких соперников нет, и он с легкостью одолеет этих людишек. А заодно покажет плоды настоящего Злодейства своему ученику. Действительно, Христос же имел апостолов. Почему бы такого не заиметь и сеньору Леонардо, под чьей личиной скрывается Сатана. А уж кто может лучше научить лгать, убивать, прелюбодействовать, предавать и воровать, как не сам Отец Лжи!

Но облекшись плотью Дьявол становится уязвим. Его, как и любого смертного, способна посетить любовь, дружеская привязанность, земные страсти. И ощущение беспомощности от своих лжечудес, когда он даже искренне того желая, не может спасти умирающего ребенка. А смертного, облеченного плотью Сатану ведь так легко предать! Если уж Иисус был предан, то что уж говорить о Враге.

И здесь Нэши неожиданно предстает невероятно мрачным пессимистом. Что выглядит несколько странно – ведь все его творчество не давало тому никаких знаков. Но «Странник» не оставляет человечеству ни лучика надежды. Лучшие из людей: честные, сильные, благородные (такие, как леди Уррака, которую сеньор Леонардо поймал на материнской любви) – обречены раствориться в толпе, которой правят те самые семь смертных грехов. И быть обмануты, растоптаны, уничтожены. Низкие же души всегда добьются процветания и успеха. Ведь миром правит Зло и ничего, кроме Зла. Сопротивляться же этому Злу не может даже сам Его создатель. Даже Дьявола оно (уже давно безликое и абстрактное, но имеющие воплощение в золоте) способно повергнуть ниц. Что уж говорить о людях!

«Странник» полон черного юмора и сарказма. В нем много эротики – но она ничего общего не имеет с легкой, фривольной эротикой Боккаччо, столь охотно обыгрываемой в многочисленных итальянских (да и испанских) фильмах 70-х. Молина (опять-таки вопреки себе обычному) заставляет смотреть на секс как на еще одно проявление греха, оборотную сторону проклятого металла. Но и с религиозно-ханжеским взглядом на телесное он тоже не имеет ничего общего. Потому что Нэши не религиозен. И если и использует мифологические, библейские образы – то лишь для того, чтобы ярче и выпуклее показать грязь современного (отнюдь не средневекового) мира. Мира, оставленного Богом на произвол судьбы.

Другое дело, что Нэши не предлагает из этого мира никакого выхода. Ведь если даже Дьявол не в силах нести свою ношу, то что же делать людям? Разве что только искать утешение в придуманных мирах, как это делал сам Хасинто Молина.

Страница фильма «Странник» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

32 − 24 =