Еще недавно мы обсуждали с вами более чем странное начинание наших депутатов о квоте 80% российского кино в национальном прокате. По статистике это означало бы, что в прокате нужно «запретить» 378 иностранных фильмов, или «вбросить» в прокат 1512 новых российских лент. А еще мы посетовали, что при таком раскладе жанру хоррора в кинотеатрах не выжить.
Словно в ответ на ту дискуссию в прокат выходит национальный (ура!) остросюжетный (ура-ура!) триллер-катастрофа (й-йес-с-с!) «Метро». И знаете что? Фильм хороший. Фильм понравился. Но выходя из кинотеатра почему-то не чувствовал, что побывал на ужастике-триллере.
Даже не знаю, в чем тут дело. Вроде бы каноны жанра соблюдены – пролог, краткое представление героев, большой БУ-БУХ, и дальше «Спасите наши души!» Вот только до наступления БУ-БУХа (а именно, обвала и затопления тоннеля метро на Кольцевой вблизи абстрактной станции «Садовая») картинка и страсти на экране больше похожи на сериал, чем на полнометражный фильм. Наличие в кадре узнаваемых «сериальных» актеров усиливает этот эффект.
С наступлением катастрофы дело идет «бодрее» — картинка разрушений и катаклизмов качественная. Кадры с выбегающими из метро окровавленными пассажирами вызывают царапающие ассоциации с реальными терактами в подземке – хотя, возможно, этого авторы и добивались. А что еще цепляет – и сразу отмежевывает данное кино от аналогичного «зарубежного производителя» — вместо того, чтобы сплотиться перед лицом опасности, как обычно бывает в заграничном хорроре, персонажи «Метро» ведут себя довольно нелицеприятно – воруют вещи у мертвых и раненых, топчут друг друга, дерутся и вообще – каждый за себя. Особенно характерны маленькие штрихи – вот женщина сидит в полуосвещенном вагоне, забитом окровавленными людьми, и читает книжонку в мягкой обложке, делая вид, что ее это не касается. Кто-то скажет – шок, а по мне так это – метафора взаимоотношений в нашем обществе. Люди «на поверхности» тоже не особо стараются понравиться зрителю – сотрудники метро (работающие на технике, сработанной, судя по внешнему виду, в 70-х годах) откровенно игнорируют предупреждение о катастрофе, «МЧС»-ники в растерянности, героиня-изменщица (у которой в эпицентре катастрофы, как на грех, оказались и муж с дочкой, и любовник) бестолково мечется и создает вокруг себя катастрофы поменьше.
Что касается сюжетных поворотов в мрачных подземных туннелях, то тут – никаких сюрпризов. Естественно, мобильники не ловят. Конечно, кто-то из героев скажет: «Оставьте меня, идите дальше»! Разумеется, найдется больной человек с ингалятором, который обязательно его потеряет. И даже маленькой собачке место найдется. А вот что делает фильм отличающимся от «западных» аналогов – так это едва уловимое равнодушие авторов по отношению к персонажам-массовке. Там, где в «штатовском» триллере народные массы бы спасались, в «Метро» — погибают. Не жалеют у нас людей. Даже в фильмах-катастрофах. Актерская игра главного мужского дуэта Пускепалис-Белый вполне на уровне, хотя кривая их взаимоотношений развивается несколько нелогично – опять-таки, в «забугорном» триллере соперники сначала бы собачились, а потом «объединились перед лицом». У нас же – как раз наоборот. Молодое поколение играет сериальненько, а Иван Макаревич как будто ошибся фильмом и играет в том же имидже, что и в «Бригада: Наследник». Лучше всего отыграла, на мой взгляд, Елена Панова в роли экс-гандбольщицы, а ныне бомжеватой алкоголички Галочки. Живой получился персонаж, настоящий.
Вот такое получается кино – по западным лекалам, но с «русской спецификой». И на зеркало нечего пенять – это очень честно и «национально» показать нас именно такими. И когда всё закончится и уцелевшие поднимутся на поверхность, ощущения «ну всё, кошмар закончился» не возникает. Потому что пробки в Москве никуда не делись. И точечная застройка в центре все так же давит на грунт. И лучшим антидепрессантом для героев остается водка. И вместо примирения герои предпочтут… смотрите сами. Это национальное кино. Здесь триллер не кончается, даже когда всех спасут.
Страница фильма «Метро» в КЛУБ-КРИКе
Также читайте в клубе:
А ведь я каждый день в метро катаюсь! Наверное, лучше не смотреть! 😀
Я тоже катаюсь. Ежедневно два часа под землей.
Да и я в подземке ежедневно по будним дням. Но, по крайней мере катастрофа не захватит нас всех в один миг, у каждого из нас свое метро (Екатеринбург-Москва-СПб) 🙂
Так-с, беру фильм на заметку. Дмитрию спасибо за рецензию.
Отлично написано!
Спасибо!
Зато у нас метро нет, поэтому смотреть могу смело.